СП 104-34-96 СВОД ПРАВИЛ Система нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ ПО СООРУЖЕНИЮ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ Code of the regulations on contstruction of trunk gas pipelines ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ Дата введения 1996-10-01 РАЗРАБОТАН Ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", АО ВНИИСТ, АО "НГС-Оргпроектэкономика" СОГЛАСОВАН с Минстроем РФ письмом № 13/567 от 7 декабря 1995 г. УТВЕРЖДЕН РАО "Газпром" (Приказ от 11.09.1996 г. № 44) ВВЕДЕНИЕ Настоящий "Свод Правил по сооружению газопроводов" был разработан ассоциацией "Высоконадежный трубопроводный транспорт" по заданию РАО "Газпром" в соответствии с введением в действие в 1994 г. Минстроем РФ СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Этот СНиП определил структуру нормативной документации по строительству, в которой предусматривается новый вид нормативного документа: Своды Правил по проектированию и строительству. Согласно СНиП 10-01-94 "Своды Правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы". "В Сводах Правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил, стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества". "Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства, учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран". Эти основные положения СНиП 10-01-94 были приняты в качестве руководства по составлению "Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов". Действующие нормы в области трубопроводного транспорта устарели (СНиП III-42-80 "Правила производства работ" глава 42 "Магистральные трубопроводы" выпущен в 1981г., СНиП 2.05.06-85 в 1985г.). Новая редакция СНиП "Магистральные трубопроводы" задерживается разработкой. Это создало известные сложности при составлении Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов, необходимость в которых была продиктована, прежде всего, началом строительства крупнейшей, трансконтинентальной газотранспортной системы Ямал-Европа. В практике Минстроя России Свод Правил составлялся впервые, поэтому вначале возникли сложности в определении его оптимального состава. В представленном виде объем и содержание Свода Правил по сооружению магистральных газопроводов одобрены Минстроем России. Настоящий Свод Правил составлен в соответствии с действующими нормативами в области проектирования и строительства трубопроводных систем, ссылки на которые указаны в каждом разделе Свода Правил. Однако, отдельные рекомендации Правил повышают и ужесточают требования действующих нормативных документов. В Свод Правил введены также рекомендации по новым технологиям, прошедшим апробацию в отечественной или зарубежной практике. Требования их выполнения также, как и ужесточение нормативов, являются прерогативой, правом заказчика строительства газопроводов. В правилах предусматривается использование строительных и специальных материалов и конструкций, оборудования и арматуры только гарантированного качества и обеспечение высокого качества выполнения всего комплекса строительно-монтажных процессов, надежности и безопасности сооружаемых газопроводных систем. После ввода в действие новой редакции СНиП "Магистральные трубопроводы" в Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов, в случае необходимости, могут быть внесены коррективы. Так как Свод Правил разрабатывался, в первую очередь, применительно к строительству газотранспортной системы Ямал-Европа, многие рекомендации имеют адресный характер для технически сложных газопроводов этой системы. В составлении Свода Правил принимали участие ученые и специалисты ассоциации "Высоконадежный трубопроводный транспорт", РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", ВНИИГаза и института электросварки им. Е.О.Патона, АО ВНИИСТ, АО "НГС-Оргпроектэкономика", ПО "Спецнефтегаз", Государственной академии нефти и газа им. И.М.Губкина, а также других организаций. Проект Свода Правил прошел широкое обсуждение, по нему были получены заключения от 16 организаций РАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой" и других. Проведено согласительное совещание с участием всех заинтересованных организаций. Свод Правил по сооружению магистральных газопроводов включает: Свод Правил по выбору труб для сооружения магистральных газопроводов СП 101-34-96 Свод Правил по сооружению линейной части газопроводов: Организация строительства СП 102-34-96 Подготовка строительной полосы СП 103-34-96 Производство земляных работ СП 104-34-96 Производство сварочных работ и контроль качества сварных соединений СП 105-34-96 Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях СП 106-34-96 Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных отметках СП 107-34-96 Сооружение подводных переходов СП 108-34-96 Сооружение переходов под шоссейными и железными дорогами СП 109-34-96 Сооружение участков газопроводов в особо сложных геологических и других условиях СП 110-34-96 Очистка полости и испытание газопроводов СП 111-34-96 В настоящем сборнике приведены четыре раздела СП, а именно: Подготовка строительной полосы (СП 103-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора Л.Г.Телегина; Производство земляных работ (СП 104-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора В.П.Ментюкова; Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях (СП 106-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора Л.Г.Телегина; Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных отметках (СП 107-34-96) - составлен под руководством д-ра техн. наук профессора В.П.Ментюкова, д-ра техн. наук В.П.Черний, кандидата техн. наук Н.П.Васильева. СП по подготовке строительной полосы - практически новый нормативно-технологический документ. При его составлении впервые выполнен сравнительный анализ отечественных и зарубежных норм в части подготовки строительной полосы. Впервые подготовка строительной полосы в условиях болот определена в зависимости от технологии укладки газопровода (с бровки, сплавом и протаскиванием) и от сезона строительства. Приведены в систему разрозненные данные по подготовке строительной полосы в условиях вечной мерзлоты. Раздел СП по земляным работам ориентирован на создание нормативно-технологической базы по производству земляных работ при круглогодичном поточно-механизированном строительстве магистральных газопроводов, в том числе в сложных условиях северных районов и зонах распространения вечной мерзлоты. В СП отражены современные прогрессивные прошедшие производственную проверку методы организации и технологии производства земляных работ, контроля качества и приемки земляных сооружений в различных природно-климатических и грунтовых зонах. Особое внимание уделено условиям, характерным для трассы системы газопроводов Ямал-Европа, включая оценку экологичности предлагаемых схем и технологий производства работ. В разделе СП, посвященном балластировке и обеспечению устойчивости сооружаемых газопроводов, особое внимание уделено прокладке газопроводов в сложных гидрогеологических и природно-климатических условиях, особенно в северных районах и зонах распространения вечномерзлых грунтов. Положения раздела СП направлены на повышение технических и технологических требований к созданию длительной надежности работы всех элементов трубопроводов, исходя из конструктивных решений, рекомендуемых балластировочных и анкерных устройств, а также методов производства работ. В приложении к настоящему разделу СП приведена усовершенствованная методика расчета балластировки газопроводов. В разделе СП по укладке магистральных газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях, сформулированы принципы строительства трубопроводов из таких труб, применительно к современным возможностям технологии и организации. Даны указания по транспортировке, погрузке и разгрузке изолированных труб, обоснованы и рекомендуются наиболее эффективные схемы организации строительства. Свод правил по сооружению магистральных газопроводов, суммируя все отечественные и мировые достижения в этой области, ставит своей целью при реализации прокладки газопроводов обеспечить высокое качество, надежность и безопасность магистралей, экономическую эффективность строительства за счет рациональных технических и технологических решений, возможности выполнения работ высокими темпами, соблюдения жесткой экологической дисциплины при производстве всех видов работ. ВВЕДЕНИЕ В настоящем Своде Правил (СП) в целях обеспечения круглогодичного строительства и возможности поточно-механизированного выполнения всего комплекса строительно-монтажных работ, особенно в сложных условиях, соблюдения конструктивных параметров элементов трубопроводов при прокладке и требований надежности их работы в процессе эксплуатации отражены современные прогрессивные методы организации и технологии производства работ, контроля качества и приемки земляных сооружений в различных природно-климатических и грунтовых зонах. В Своде Правил обобщены результаты исследований и проектно-конструкторских разработок, а также передовой опыт производства земляных работ, накопленный строительными организациями в отечественной и зарубежной практике при сооружении линейных объектов. В настоящем СП предложены новые способы производства работ по сооружению магистральных трубопроводов в сложных природно-климатических условиях, отражены методы разработки траншей, сооружения насыпей, бурения шпуров и скважин под свайные опоры, засыпки траншей с учетом конструктивных параметров трубопроводов, специфика производства буровзрывных работ, в том числе при параллельной прокладке многониточных магистралей на различных участках трассы. Настоящий СП предназначен для специалистов строительных и проектных организаций, занимающихся производством земляных работ при сооружении линейной части трубопроводов, а также разработкой проектов организации строительства и производства работ (ПОС и ППР). Терминология Траншея - выемка обычно значительной длины и сравнительно небольшой ширины, предназначенная для укладки прокладываемого трубопровода. Траншея как временное земляное сооружение разрабатывается в определенных параметрах в зависимости от диаметра строящегося трубопровода и может устраиваться с откосами или с вертикальными стенками. Отвалом обычно называют грунт, укладываемый вдоль траншеи при ее разработке землеройными машинами. Насыпи - земляные сооружения, предназначенные для прокладки трубопроводов при пересечении низких или сложных участков местности, а также для устройства по ним полотна дорог или смягчения профиля трассы при планировке полосы строительства посредством дополнительной отсыпки грунта. Выемки - земляные сооружения, устраиваемые посредством срезки грунта при смягчении продольного профиля трассы и прокладке дорог вдоль полосы строительства трубопровода. Полувыемки-полунасыпи - земляные сооружения, сочетающие признаки выемки и насыпи, предназначенные для прокладки трубопроводов и дорог на крутых косогорах (преимущественно поперечных склонах). Канавы - сооружения в виде линейных выемок, устраиваемые обычно для осушения полосы строительства, их часто называют водоотводными или дренажными. Канавы, служащие для перехвата и отвода воды, протекающей с вышерасположенной территории и устраиваемые с верховой по уклону стороны земляного сооружения, называют нагорными. Канавы, служащие для отвода воды и расположенные вдоль обеих границ выемок или дороги, называют кюветами. Канавы, прокладываемые при сооружении трубопроводов (наземным способом) на болотах вдоль границ полосы отвода и служащие для хранения воды, называются противопожарными канавами. Кавальерами называют насыпи, отсыпанные из излишнего грунта, образовавшегося при разработке выемок, и расположенные вдоль последних. Резервами обычно называют выемки, грунт из которых используется на отсыпку рядом расположенных насыпей. Резерв отделяется от заложения откоса насыпи защитной бермой. Карьер - специально разрабатываемая выемка для использования грунта при отсыпке насыпей и расположенная на значительном расстоянии от них. Канал - выемка значительной протяженности и заполненная водой. Каналы обычно устраиваются при сооружении трубопроводов на болотах и заболоченных участках и служат в качестве траншеи для укладки трубопровода методом сплава или в качестве магистрального канала осушительной сети дренажной системы. Конструктивными элементами траншеи являются профиль траншеи, отвал грунта, валик над траншеей (после ее засыпки грунтом). Конструктивными элементами насыпи являются земляное полотно, кюветы, кавальеры и резервы. Профиль траншеи, в свою очередь, имеет следующие характерные элементы: дно, стенки, бровки. Насыпи имеют: основание, откосы, подошву и бровки откосов, гребень. Постель - слой рыхлого, обычно песчаного грунта (толщиной 10-20 см), отсыпаемого на дно траншеи в скальных и мерзлых грунтах для предохранения от механических повреждений изоляционного покрытия при укладке трубопровода в траншею. Присыпка - слой мягкого (песчаного) грунта, отсыпаемого над уложенным в траншею трубопроводом (толщиной 20 см), перед засыпкой его разрыхленным скальным или мерзлым грунтом до проектной отметки поверхности земли. Вскрышной слой грунта - минеральный мягкий верхний слой грунта, залегающий над материковыми скальными породами, подлежащий первоочередному удалению (вскрытию) с полосы строительства, для последующей эффективной разработки скального грунта буровзрывным методом. Шпуры - цилиндрические полости в грунте диаметром до 75 мм и глубиной не более 5 м, образуемые буровыми установками для размещения зарядов ВВ при рыхлении прочных грунтов буровзрывным шпуровым методом (для сооружения траншей). Скважины - цилиндрические полости в грунте диаметром свыше 76 мм и глубиной более 5 м, образуемые буровыми машинами для размещения в них зарядов ВВ при производстве буровзрывных работ как для рыхления грунта, так и взрывов на сброс при устройстве полок в горной местности. Комплексный последовательный метод - метод разработки траншей преимущественно в высокопрочных вечномерзлых грунтах под балластируемые трубопроводы диаметром 1420 мм, заключающийся в последовательном проходе по створу траншеи нескольких типов роторных траншейных экскаваторов, либо роторных экскаваторов одного типа с разными параметрами рабочего органа для устройства траншеи проектного профиля (до 3х3 м). Технологический разрыв - расстояние по фронту между захватками производства отдельных видов работ технологического процесса строительства линейной части магистрального трубопровода в пределах полосы отвода (например, технологический разрыв между подготовительными и земляными работами, между сварочно-монтажными и изоляционно-укладочными, а при производстве земляных работ в скальных грунтах разрыв между бригадами по вскрышным, буровым, взрывным работам и разработке траншей экскаваторами в разрыхленных взрывом грунтах). Пооперационный контроль качества работ - непрерывный технологический процесс контроля качества, осуществляемый параллельно с выполнением любой строительно-монтажной операции или процесса, выполняется в соответствии с разработанными на все виды работ по строительству линейной части магистральных трубопроводов технологическими картами пооперационного контроля качества. Технологическая карта пооперационного контроля качества земляных работ отражает основные положения по технологии и организации пооперационного контроля, технологические требования к машинам, определяет основные процессы и операции, подлежащие контролю контролируемые показатели, характерные при выполнении земляных работ, состав и виды контроля, а также формы исполнительской документации, в которой регистрируются результаты контроля. 1. Общие положения 1.1. Технология всего комплекса земляных работ, включая инженерную подготовку полосы строительства, для соблюдения требуемых размеров и профилей земляных сооружений, а также регламентируемых допусков при производстве земляных работ, должна выполняться в соответствии с Проектом, разработанным с учетом требований действующих нормативных документов: "Магистральные трубопроводы" (СНиП III-42-80); "Организация строительного производства" (СНиП 3.01.01-80); "Земляные сооружения. Основания и фундаменты" (СНиП 3.02.01-87); "Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов" (СН-452-73) Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик; "Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация" (ВСН 004-88, Миннефтегазстрой, П., 1989); Закон РФ об охране окружающей природной среды; Технические Правила ведения взрывных работ на дневной поверхности (М., Недра, 1972); Инструкция по технологии производства взрывных работ в мерзлых грунтах вблизи действующих стальных подземных магистральных трубопроводов (ВСН-2-115-79); Настоящий Свод Правил. Детальная разработка технологии и организационных мероприятий осуществляется при составлении технологических карт и проектов производства работ на конкретные производственные процессы с учетом специфики рельефных и грунтовых условий каждого участка трассы трубопровода. 1.2. Земляные работы следует производить с обеспечением требований качества и с обязательным пооперационным контролем всех технологических процессов. Все подразделения по производству земляных работ рекомендуется снабдить картами пооперационного контроля качества, которые разрабатываются в развитие ПОС и ППР, схемами комплексной механизации по строительству магистральных трубопроводов проектно-конструкторскими организациями отрасли. 1.3. Производство земляных работ необходимо осуществлять с соблюдением Правил техники безопасности, производственной санитарии и новейших достижений в области охраны труда. Весь комплекс земляных работ при сооружении трубопроводов осуществляется в соответствии с проектами организации строительства и производства работ. 1.4. Технологией и организацией земляных работ следует предусматривать поточность их производства, круглогодичность выполнения, в том числе на сложных участках трассы, без существенного увеличения их трудоемкости и стоимости, с сохранением заданных темпов производства работ. Исключение составляют работы на вечномерзлых грунтах и заболоченных территориях Крайнего Севера, где работы рекомендуется производить только в период промерзания почвы. 1.5. Управление и руководство по охране труда, а также ответственность за обеспечение условий для соблюдения требований охраны труда в специализированных подразделениях рекомендуется возлагать на управляющих, начальников и главных инженеров этих организаций. На местах работ ответственность за соблюдение этих требований несут начальники участков (колонн), прорабы и мастера. 1.6. Строительные машины и оборудование для земляных работ должны соответствовать техническим условиям эксплуатации с учетом условий и характера выполняемой работы; в северных районах с низкими температурами воздуха рекомендуется преимущественно применять машины и технику в северном исполнении. 1.7. При строительстве магистральных трубопроводов земли, предоставленные на временное пользование, необходимо приводить в соответствие с требованиями проекта внутрихозяйственного землеустройства соответствующих землепользователей: при производстве земляных работ не рекомендуется применение приемов и методов, способствующих смыву, выдуванию и оплыванию почв и грунтов, росту оврагов, размыванию песков, образованию селевых потоков и оползней, засолению, заболачиванию почв и других форм утраты плодородия; при осушении полосы отвода методом открытого дренажа не должен допускаться сброс дренажных вод в источники водоснабжения населения, лечебные водные ресурсы, места отдыха и туризма. 2. Производство земляных работ. Работы по рекультивации земель 2.1. Производство работ по снятию и восстановлению слоя в пределах строительной полосы рекомендуется выполнять в соответствии со специальным проектом рекультивации земель. Рис. Принципиальная схема полосы отвода при строительстве магистральных трубопроводов А - минимальная ширина полосы в которой снимается плодородный слой почвы (ширина траншеи по верху плюс 0,5 м в каждую сторону) 2.2. Проект рекультивации земель должен разрабатываться проектными организациями с учетом специфики конкретных участков трассы и быть согласованным с землепользователями данных участков. 2.3. Плодородные земли приводятся в пригодное состояние, как правило, в процессе строительных работ на трубопроводе, а при невозможности этого - не позднее, чем в течение года после завершения всего комплекса работ (по согласованию с землепользователем). Все работы должны быть закончены в течение срока отвода земель под строительство. 2.4. В проекте рекультивации земель в соответствии с условиями представления земельных участков в пользование и с учетом местных природно-климатических особенностей должны быть определены: границы угодий по трассе трубопровода, в которых необходимо проведение рекультивации; толщина снимаемого плодородного слоя почвы по каждому участку, подлежащему рекультивации; ширина зоны рекультивации в пределах полосы отвода; место расположения отвала для временного хранения снятого плодородного слоя почвы; методы нанесения плодородного слоя почвы и восстановления ее плодородия; допустимое превышение нанесенного плодородного слоя почвы над уровнем ненарушенных земель; методы уплотнения разрыхленного минерального грунта и плодородного слоя после засыпки трубопровода. 2.5. Работы по снятию и нанесению плодородного слоя почвы (техническую рекультивацию) производят силами строительной организации; восстановление плодородия почв (биологическую рекультивацию, включающую внесение удобрения, посев трав, восстановление мохового покрова в северных районах, вспашка плодородных почв и другие сельскохозяйственные работы) производят силами землепользователей за счет средств, предусмотренных сметой на рекультивацию, включаемой в сводную смету строительства. 2.6. При разработке и согласовании проекта рекультивации земель для трубопровода, прокладываемого параллельно действующему газопроводу, следует учитывать его действительное положение в плане, фактическую глубину залегания и техническое состояние, и на основании этих данных разработать проектные решения, обеспечивающие сохранность действующего трубопровода и безопасность производства работ в соответствии с "Инструкцией по производству работ в охранной зоне магистральных трубопроводов" и действующими правилами техники безопасности. 2.7. При прокладке трубопровода параллельно действующему трубопроводу следует учитывать, что эксплуатирующая организация до начала работ должна обозначить на местности расположение оси действующего трубопровода, определить и обозначить специальными предупредительными знаками опасные места (участки недостаточного заглубления и участки трубопровода, находящегося в неудовлетворительном состоянии). В период производства работ вблизи действующих трубопроводов или на пересечении с ними необходимо присутствие представителей эксплуатирующей организации. Исполнительная документация на скрытые работы должна составляться по формам, приведенным в ВСН 012-88, часть II. 2.8. Технология работ по технической рекультивации нарушенных земель при строительстве магистральных трубопроводов заключается в снятии плодородного слоя почвы до начала строительных работ, транспортировке его к месту временного хранения и нанесении его на восстанавливаемые земли по окончании строительных работ. 2.9. В теплое время года снятие плодородного слоя почвы и его перемещение в отвал следует производить роторным рекультиватором типа ЭТР 254-05, а также бульдозерами (типа Д-493А, Д-694, Д-385А, Д-522, ДЗ-27С) продольно-поперечными ходами при толщине слоя до 20 см и поперечными - при толщине слоя более 20 см. При толщине плодородного слоя до 10-15 см рекомендуется для снятия и перемещения его в отвал применять автогрейдеры. 2.10. Снятие плодородного слоя почвы должно производиться на всю проектную толщину слоя рекультивации, по возможности, за один проход или послойно за несколько проходов. Во всех случаях нельзя допускать смешивания плодородного слоя почвы с минеральным грунтом. Лишний минеральный грунт, образуемый в результате вытеснения объема при укладке трубопровода в траншею, в соответствии с проектом может быть равномерно распределен и спланирован на полосе снятого плодородного слоя почвы (перед нанесением последнего) либо вывезен за пределы строительной полосы в специально указанные для этого места. Вывозка лишнего минерального грунта осуществляется по двум схемам: 1. После засыпки траншеи минеральный грунт бульдозером или автогрейдером равномерно распределяется по полосе, подлежащей рекультивации, затем после его уплотнения производится срезка грунта скреперами (типа Д-357М, Д-511С и др.) на требуемую глубину с таким расчетом, чтобы обеспечить допускаемое превышение уровня наносимого плодородного слоя почвы над поверхностью ненарушенных земель. Скреперами грунт транспортируется в специально указанные в проекте места; 2. Минеральный грунт после разравнивания и уплотнения срезается и перемещается бульдозером вдоль полосы и укладывается в целях повышения эффективности его погрузки на транспорт в специальные бурты высотой до 1,5-2,0 м объемом до 150-200 м, откуда он одноковшовыми экскаваторами (типа ЭО-4225, оборудованными ковшом с прямой лопатой или грейфером), либо одноковшовыми фронтальными погрузчиками (типа ТО-10, TO-28, TO-18) грузится в автосамосвалы и вывозится за пределы строительной полосы в специально указанные в проекте места. Первая схема рекомендуется при дальности вывозки грунта до 0,5 км, вторая - более 0,5 км. 2.11. Если по требованию землепользователей проектом предусмотрен вывоз также плодородного слоя почвы за пределы строительной полосы в специальные временные отвалы (например, на особо ценных землях), то снятие и транспортировка его на расстояние до 0,5 км должна производиться скреперами (типа ДЗ-1721). При вывозке грунта на расстояние более 0,5 км следует использовать автосамосвалы (типа МАЗ-503Б, КРАЗ-256Б) или другие машины. Погрузку плодородного слоя (также предварительно сдвинутого в бурты) на самосвалы в этом случае рекомендуется выполнять фронтальными погрузчиками (типа ТО-10, Д-543), а также одноковшовыми экскаваторами (типа ЭО-4225), оборудованными ковшом с прямой лопатой или грейфером. Оплата всех указанных работ должна быть предусмотрена в дополнительной смете. 2.12. Снятие плодородного слоя почвы, как правило, производится до наступления устойчивых отрицательных температур. В исключительных случаях по согласованию с землепользователями и органами, осуществляющими контроль за использованием земель, допускается снятие плодородного слоя почвы в зимних условиях. При выполнении работ по снятию плодородного слоя почвы в зимнее время года рекомендуется мерзлый плодородный слой почвы разрабатывать бульдозерами (типа ДЗ-27С, ДЗ-34С, "Интернейшнл Харвестер" ТД-25С) с предварительным рыхлением его трехзубыми рыхлителями (типа ДП-26С, ДП-9С, V-PRS, V-PRE, "Интернейшнл Харвестер" ТД-25С), рыхлителями марки "Катерпиллер" (модель 9В) и другими. Рыхление должно производиться на глубину, не превышающую толщины снимаемого плодородного слоя почвы. При рыхлении грунта тракторными рыхлителями рекомендуется применять продольно-поворотную технологическую схему. Для снятия и перемещения плодородного слоя почвы могут применяться в зимнее время роторные траншейные экскаваторы (типа ЭТР-253А, ЭТР-254, ЭТР-254АМ, ЭТР-254АМ-01, ЭТР-254-05, ЭТР-307, ЭТР-309). Глубина погружения ротора при этом не должна превышать толщины снимаемого плодородного слоя почвы. 2.13. Засыпку трубопровода минеральным грунтом производят в любое время года сразу же после его укладки. Для этого могут быть использованы роторные траншеезасыпатели и бульдозеры. В теплое время года после засыпки трубопровода минеральным грунтом производится его уплотнение вибрационными уплотнителями типа Д-679, пневмокатками или многократными (три-пять раз) проходами гусеничных тракторов над засыпанным минеральным грунтом трубопроводом. Уплотнение минерального грунта таким способом выполняется до заполнения трубопровода транспортируемым продуктом. 2.14. В зимнее время искусственное уплотнение минерального грунта не производится. Грунт приобретает необходимую плотность после оттаивания в течение трех-четырех месяцев (естественное уплотнение). Процесс уплотнения может быть ускорен путем увлажнения (замачивания) грунта водой в засыпанной траншее. Такой же метод уплотнения может быть рекомендован, когда в трубопроводе в период рекультивации имеется продукт. 2.15. Нанесение плодородного слоя почвы должно производиться только в теплое время года (при нормальной влажности и достаточной несущей способности грунта для прохода машин). Для этого используются бульдозеры, работающие поперечными ходами, перемещая и разравнивая плодородный слой почвы. Этот способ рекомендуется применять при толщине плодородного слоя свыше 0,2 м. Окончательная планировка может быть выполнена продольными проходами автогрейдеров. 2.16. При необходимости транспортировки плодородного слоя почвы к месту нанесения его из отвалов, расположенных за пределами строительной полосы и удаленных от нее на расстояние до 0,5 км, могут быть использованы скреперы (типа ДЗ-1721). При расстоянии транспортировки, превышающем 0,5 км, плодородный слой почвы доставляется с помощью автосамосвалов с последующим разравниванием его бульдозерами, работающими косопоперечными или продольными ходами. Разравнивание плодородного слоя почвы может также выполняться автогрейдерами (типа ДЗ-122, ДЗ-98В, оборудованными в передней части ножом-отвалом). Приведение земляных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - не позднее, чем в течение года после завершения работ. 2.17. Контроль за правильностью выполнения работ в соответствии с проектом рекультивации земель осуществляется органами государственного контроля за использованием земель на основании утвержденного Правительством положения. Передача землепользователям восстановленных земель должна оформляться актом в установленном порядке. 3. Земляные работы в обычных условиях 3.1. Технологические параметры земляных сооружений, применяемых при строительстве магистральных трубопроводов (ширина, глубина и откосы траншеи, сечение насыпи и крутизна ее откосов, параметры шпуров и скважин), устанавливаются в зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий и определяются проектом. Размеры траншеи (глубина, ширина по дну, откосы) устанавливают в зависимости от назначения и внешних параметров трубопровода, вида балластировки, характеристики грунтов, гидрогеологических и рельефных условий местности. Конкретные параметры земляных сооружений определяются рабочими чертежами. Глубину траншеи устанавливают из условий предохранения трубопровода от механических повреждений при переезде через него автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин. Глубина траншеи при прокладке магистральных трубопроводов принимается равной диаметру трубы плюс необходимая величина засыпки грунта над ней и назначается проектом. При этом она должна быть (соответственно СНиП 2.05.06-85) не менее:
Минимальная ширина траншеи понизу назначается СНиП и принимается не менее: D + 300 мм - для трубопроводов диаметром до 700 мм; 1,5 D - для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований: для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1:0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D + 500 мм, где D - условный диаметр трубопровода. При разработке грунта землеройными машинами ширину траншеи рекомендуется принимать равной ширине режущей кромки рабочего органа машины, принятой проектом организации строительства, но не менее указанной выше. При балластировке трубопровода утяжеляющими грузами или закреплении анкерными устройствами ширину траншеи по дну необходимо принимать не менее 2,2 D, а для трубопровода с тепловой изоляцией устанавливается проектом. Ширину траншеи по дну на кривых участках из колен принудительного гнутья рекомендуется принимать равной двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках. 3.2. К началу работ по рытью траншеи рекомендуется получить: письменное разрешение на право производства земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций, выданное организацией, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций; проект производства земляных работ, при разработке которого используются типовые технологические карты; наряд-задание экипажу экскаватора (если работы выполняются совместно с бульдозерами и рыхлителями, то и машинистам этих машин) на производство работ. 3.3. Перед разработкой траншеи необходимо восстановить разбивку оси траншеи. При разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу машины и сзади вдоль уже вырытой траншеи. При рытье роторным экскаватором на передней части его устанавливают вертикальный визир, который позволяет машинисту, ориентируясь на установленные вешки, держаться проектного направления трассы. 3.4. Профиль для траншеи необходимо выполнять так, чтобы уложенный трубопровод по всей длине нижней образующей плотно соприкасался с дном траншеи, а на углах поворота - располагался по линии упругого изгиба. 3.5. На дне траншеи не следует оставлять обломки скальных пород, гравия, твердых комков глины и прочих предметов и материалов, которые могут повредить изоляцию укладываемого трубопровода. 3.6. Разработка траншеи производится одноковшовыми экскаваторами: на участках с выраженной холмистой местностью (или сильнопересеченной), прерывающейся различными (в том числе водными) преградами; в скальных грунтах, разрыхленных буровзрывным способом; на участках кривых вставок трубопровода; при работе в мягких грунтах с включением валунов; на участках повышенной влажности и болотах; в обводненных грунтах (на рисовых полях и орошаемых землях); в местах, где невозможно или нецелесообразно использовать роторные экскаваторы; на сложных участках, специально определенных проектом. Для разработки широких траншей с откосами (в сильно обводненных, сыпучих, неустойчивых грунтах) на сооружении трубопроводов используют одноковшовые экскаваторы, оборудованные драглайном. Землеройные машины оборудуют надежной действующей звуковой сигнализацией. С системой сигналов должны быть ознакомлены все рабочие бригады, обслуживающие эти машины. На участках со спокойным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на мягких подножьях и на мягких затяжных склонах гор работы могут выполняться роторными траншейными экскаваторами. 3.7. Траншеи с вертикальными стенками могут разрабатываться без крепления в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при отсутствии грунтовых вод на глубину (м): в насыпных песчаных и гравелистых грунтах ....... не более 1; в супесях .................................................................... не более 1,25; в суглинках и глинах ................................................ не более 1,5; < |