ГОСТ Р 51248-99 УДК 625.14:006.354 Группа Ж 83 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ Общие технические требования TRACKS OVERLAND RAIL CRANE Principal specifications ОКС 93.100, ОКСТУ 3185 Дата введения 1999—06—01 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования» 2 СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России 3 ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России 4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8. 5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85 Введение Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей. При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям. Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники. В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию. Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей. Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМТП (ответственный исполнитель — Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель — Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П. Добжинский). 1 Область применения Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации. Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер. Стандарт может применяться для сертификации. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности ГОСТ 12.4.026—76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности ГОСТ 23407—78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России) Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России) Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России). 3 Общие положения 3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы. 3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России. (Измененная редакция, поправка) 3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование. 3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство. 3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления. 3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки. 3.4 Комплект документов должен содержать: проектную и конструкторскую документацию; паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути; акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути); разрешение на пуск в работу рельсового пути. 3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся: выкопировка из стройгенплана; проект рельсового пути; проект производства работ на устройство рельсового пути; требования по эксплуатации рельсового пути. 3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать: план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении; конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя); конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна); допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации; конструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути; конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости); указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*; пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений. ______ * Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной характеристике. (Измененная редакция, поправка) 3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать: состав и способы производства работ; методы контроля; браковочные требования на элементы рельсового пути; способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений; периодичность обследования и технического обслуживания. 4 Требования к устройству рельсовых путей 4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1. 1 — рельсовый путь; 2 — башенный кран; 3 — водоотводное устройство; 4 — ограждение; 5 — возводимое здание Контролируемые параметры: А — ширина земляного полотна; Б = (R — 0,5К) + 0,7 м — минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса; В — база крана; К — колея пути; R — наибольший радиус поворотной части крана; I = (hy /К) — поперечный уклон пути; hб — толщина балласта; S — отклонение от прямолинейности рельсового пути; L*— расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»). Рисунок 1 — Общий вид и основные контролируемые параметры наземных рельсовых крановых путей _____ * Поправки к рисунку. 4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования: 4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций. Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения. (Измененная редакция, поправка) 4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003; поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008—0,01 в сторону от обслуживаемого объекта; земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным. 4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55—1,75 г/см3, коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом. 4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство. (Измененная редакция, поправка) 4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон. При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания. (Измененная редакция, поправка) 4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования: 4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций. В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки. 4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов. Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1. 4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами — над их стыками. 4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.). 4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм. 4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону. 4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости. (Измененная редакция, поправка) 4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2. 4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009. 4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования: 4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана. Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным. Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м. Таблица 1 В миллиметрах
Таблица 2
4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора. 4.5.3 Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок. 4.5.4 Знаки безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026. Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой «Место стоянки крана». 4.5.5 Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026. Металлические детали должны быть предохранены от коррозии. 4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям международного стандарта ИСО 4310. 4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются. 4.8 Готовность рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексного обследования крановых путей (5.3). 4.9 Разрешение на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14, на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей. (Измененная редакция, поправка) 5 Требования к эксплуатации 5.1 Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту. 5.2 Проверка состояния рельсового пути включает: ежесменный осмотр; плановую или внеочередную проверку. 5.2.1 Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной инструкцией. В случае обнаружения неисправностей в известность ставится лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин. 5.2.2 Плановая проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руководством инженерно-технического работника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ-10-14. Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторской документации, и подтверждает, что состояние верхнего строения и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана. Результаты плановых проверок заносятся в вахтенный журнал крановщика. Внеочередную проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана. (Измененная редакция, поправка) 5.3 Периодическое комплексное обследование* рельсовых путей проводится специализированными организациями, имеющими государственную лицензию на этот вид деятельности, и включает выполнение следующего комплекса работ: проверку наличия и состояния эксплуатационной службы и службы надзора за качеством рельсовых путей; проверку наличия проектной и эксплуатационной документации; поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния и остаточного ресурса основных элементов верхнего строения рельсового пути; подготовку результатов комплексного обследования: инструментальные замеры, данные упругой просадки, ведомость дефектов и др. Результаты комплексного обследования оформляются актом. Периодичность комплексного обследования рельсовых путей определяется проектом, но должна проводиться не реже 1 раза в 3 года **. ______ * Порядок и процедура комплексного обследования рельсовых путей регламентируются соответствующими нормативными документами. ** Допускается по согласованию с органами Госгортехнадзора периодичность комплексного обследования увеличивать до 5 лет для редко используемых кранов (не более 500 маш. -ч/год). 5.4 По результатам плановых или внеочередных проверок и комплексного обследования рельсовых путей проводятся работы по их техническому обслуживанию и устранению выявленных дефектов, включая: восстановление земляного полотна и балластной призмы до проектных значений; рихтовку и выправку пути по уровню; подтяжку ослабленных болтовых и винтовых соединений, а также креплений с помощью костылей; регулировку зазоров в стыках рельсов и выключающих линеек; восстановление поврежденных участков верхнего строения и контуров заземления; замену дефектных элементов верхнего строения и путевого оборудования рельсового пути; очистку водоотводящего устройства. 5.5 Не допускается эксплуатация рельсового пути при следующих дефектах: 5.5.1 На рабочих поверхностях имеются вмятины, лыски и волнистость более 5 мм. (Измененная редакция, поправка) 5.5.2 В болтовых соединениях рельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали (пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента затяжки, указанного в конструкторской документации. 5.5.3 Наличие трещин в рельсах, в тупиковых упорах, в том числе в сварных швах. 5.5.4 Коррозия деталей рельсового пути в глубину более 4 мм. 5.5.5 Уменьшение площади опирания нижней поверхности подрельсовых опорных элементов — полушпал и балок рельсового пути на площади более 10 %. 5.5.6 В железобетонных подрельсовых элементах имеются обнажения и обрывы арматуры, сплошные опоясывающие и продольные длиной более 300 мм трещины с раскрытием более 0,3 мм, сколы бетона более 100 мм для полушпал и 250 мм для балок. 5.5.7 В деревянных полушпалах имеются: излом, поперечные трещины длиной по торцу более его половины, продольные трещины глубиной более 50 мм и длиной более 300 мм, поверхностная гниль более 20 мм под подкладками и более 60 мм на остальных поверхностях деревянных элементов. 5.6 Эксплуатация и контроль за устройствами заземления должны осуществляться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок. 5.7 Предельные значения отклонений элементов верхнего строения и тупикового оборудования, при которых дальнейшая эксплуатация рельсового пути не допускается, указаны в таблице 2. 5.8 При установке на рельсовых путях грузоподъемных кранов, изготовленных за рубежом, представляется заключение специализированных организаций, имеющих право комплексного обследования крановых путей грузоподъемных машин. Ключевые слова: крановый путь, нижнее и верхнее строение рельсового пути, путевое оборудование, тупиковые упоры, балластная призма, земляное полотно, контролируемые параметры, допуски, уклон, просадка СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Общие положения 4 Требования к устройству рельсовых путей 5 Требования к эксплуатации Категория: строительные правила сруб дома гост сметные нормы строительные работыПоделитесь этой записью или добавьте в закладки |
|