ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТРОЙСТВО ГИДРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИЙ МОСТОВ И ТРУБ НА ЖЕЛЕЗНЫХ, АВТОМОБИЛЬНЫХ И ГОРОДСКИХ ДОРОГАХ ВСН 32-81 1981 Утверждена Министерством транспортного строительства СССР и Министерством путей сообщения СССР Согласована Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 августа 1980 г.№ НК-4407-1 МОСКВА 1982 ПРЕДИСЛОВИЕ Эксплуатационная надежность мостовых сооружений обеспечивается устройством на них гидроизоляции, выполняемой различными способами и материалами с учетом назначения и специфики конструкции, а также климатической зоны строительства и эксплуатации. В настоящее время гидроизоляция назначается проектными организациями с учетом ряда действующих, но разрозненных нормативных документов, распространяемых отдельно на железнодорожные и на автодорожные мосты. Эффективность большинства конструкций гидроизоляции подтверждена в условиях эксплуатации. В настоящей Инструкции объединены разрозненные нормативные документы. В нее включены прогрессивные единые способы гидроизоляции. Инструкция разработана ЦНИИСом, СоюздорНИИ и ЦНИИ МПС при участии Гипротрансмоста, Ленгипротрансмоста и Союздорпроекта взамен “Инструкции по гидроизоляции проезжей части и устоев железнодорожных мостов и водопропускных труб” (ВСН 32-60), “Технических указаний по устройству термопластичной битумной гидроизоляции с применением стеклосетчатой ткани на проезжей части пролетных строений автодорожных мостов” (ВСН 107-64), “Технических указаний по устройству тиоколовой гидроизоляции для железнодорожных мостов, строящихся в северной строительно-климатической зоне” (ВСН 177-72), и некоторых временных указаний. В Инструкции приведены: требования к гидроизоляционным материалам в зависимости от климатической зоны строительства и эксплуатации сооружения; классификация гидроизоляции по типам, виду основного изолирующего материала, его технологическим свойствам, виду армирующей основы и области применения; прогрессивная технология устройства гидроизоляции в зависимости от назначения сооружения: железнодорожные мосты, водопропускные трубы, лотки, устои и подпорные стенки: правила техники безопасности и охраны труда при производстве гидроизоляционных работ. В приложениях даны необходимые справочные материалы. В Инструкции развиты соответствующие разделы действующих глав СНиП III-20-74, СНиП III-43-75, СНиП III-23-76 и внесены указания, необходимые для устройства гидроизоляции с учетом специфических особенностей ее работы в мостах и водопропускных трубах. Инструкция согласована Главтранспроектом, Главстройпромом, Главмостостроем и Главдортехом Минавтодора. Инструкция составлена канд. техн. наук Л. В. Захаровым, инж. Я. Н. Новиковым, кандидатами техн. наук Е. А. Антроповой, И. Д. Сахаровой, П. М. Зелевичем. В составлении Инструкции участвовали инженеры В. Б. Пивина, Н. П. Сорокина, А. Т. Цибров, Н. И. Симакова. В уточнении отдельных положений Инструкции приняли участие инж. О. С. Шебякин (ЦПИ МПС), канд. техн. наук А. П. Лавров (ЦНИИ МПС), инженеры Г. Л. Коледа (Главное техническое управление Минтрансстроя), В. М. Курган (заводская инспекция Главмостостроя), Л. Н. Подольцев, В. Г. Рудицкий (Главмостострой), В. И. Софиенко, И. А. Веселовская (Мостостройиндустрия), С. И. Исаев (Главтранспроект), В. Б. Семенов (Гипротрансмост), С. А. Шульман (Ленгипротрансмост), И. А. Хазан (Союздорпроект), В. С. Вольнов (Главдортех Минавтодора РСФСР), В. С. Шестериков (ГипродорНИИ), А. Л. Брик, В. П. Кузьмин, В. Ф. Шантилов (НИИмостов). В. И. Новиков (Главстройпром), И. Л. Крестников (Мостотрест). При разработке Инструкции учтены замечания докторов техн. наук Н. М. Колоколова, Я. А. Дормана (ЦНИИС) и М.Ф. Вериго (ЦНИИ МПС). Зам. директора института Г. Д. ХАСХАЧИХ Зав. отделением искусственных сооружений К. С. СИЛИН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая Инструкция распространяется на проектирование и устройство гидроизоляции балластного корыта железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений и устоев железнодорожных мостов, плиты проезжей части и тротуаров железобетонных, сталежелезобетонных, стальных с железобетонной плитой проезжей части пролетных строений и устоев автодорожных и городских мостов, путепроводов и других мостовых сооружений, а также наружных поверхностей бетонных и железобетонных водопропускных труб, подпорных стен и лотков. Ремонт гидроизоляции железнодорожных мостов следует выполнять по нормативным документам, утвержденным МПС. Коррозионную стойкость конструкций пролетных строений, устоев, водопропускных труб и т.д. в условиях агрессивной среды обеспечивают в соответствии с требованиями главы СНиП на проектирование защиты строительных конструкций от коррозии.
1.2. Настоящая Инструкция разработана в дополнение и развитие глав СНиП “Мосты и трубы” и “Кровли, гидроизоляция, пароизоляция и теплоизоляция”. 1.3. Гидроизоляцию необходимо выполнять по проектам, разработанным с учетом настоящей Инструкции и утвержденным в установленном порядке, а в северных условиях - и с учетом “Указаний по проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций железнодорожных мостов и труб северного исполнения” и “Указаний по проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций автомобильно-дорожных и городских мостов и труб северного исполнения”. Гидроизоляцию, не предусмотренную настоящей Инструкцией, проектируют и устраивают в соответствии со специально разработанными нормативами. 1.4. Гидроизоляция предназначается для защиты указанных в п. 1.1 конструкций от проникновения воды, предотвращения коррозии в них бетона и арматуры и представляет собой конструктивный элемент пролетных строений мостов и водопропускных труб, выполняемый с применением различных материалов и способов производства работ. 1.5. Эксплуатационная надежность гидроизоляции и материалов, применяемых для ее устройства, должна быть обеспечена во всем интервале расчетных температур: от абсолютной максимальной до средней наиболее холодных суток, наблюдаемых в районе сооружения. Значения расчетных температур принимают по главе СНиП “Строительная климатология и геофизика” (СНиП II-А.6-72, табл. 1, гр. 19). В зависимости от расчетных температур по условиям работы гидроизоляционных материалов сооружение может находиться в одной из следующих климатических зон: I - климатическая зона со средней температурой наиболее холодных суток выше минус 20°С; II - зона со средней температурой наиболее холодных суток от минус 20° до минус 40°С; III - климатическая зона со средней температурой наиболее холодных суток ниже минус 40°С. 1.6. Гидроизоляция должна быть: водонепроницаемой по всей изолируемой поверхности; водо-, био- и химически стойкой; тепломорозостойкой и эластичной во времени и интервале расчетных температур; эксплуатационно надежной при длительных воздействиях воды, балласта, деформаций бетона и обращающихся нагрузок, а для труб - давления грунта насыпи; сохранять сплошность при образовании на изолируемой поверхности трещин с раскрытием, допускаемым нормами проектирования; не содержать компонентов, оказывающих коррозионное воздействие на бетон и металл. 1.7. Гидроизоляция должна быть герметично сопряжена с бортиками балластных корыт, водоотводными и ограждающими устройствами, строповочными отверстиями, конструкциями деформационных швов, тротуарными блоками, карнизами, перилами, осветительными столбами и т.п. 1.8. Гидроизоляцию устраивают по гладкой, исключающей возможность ее прокола, поверхности предусмотренного проектом профиля. Выполненную гидроизоляцию защищают от механических и других повреждений конструктивными и технологическими мероприятиями. 1.9. Гидроизоляцию балластного корыта блоков железнодорожных пролетных строений выполняют при их изготовлении в помещениях цехов или полигонов при температуре в них не ниже плюс 5°С. Отгружаемые блоки должны сопровождаться паспортом, включающим данные о материалах и конструкции гидроизоляции и отметку о ее приемке заводской инспекцией Главмостостроя. Гидроизоляцию блоков поперечно-члененных пролетных строений, включая плитно-ребристое пролетное строение конструкции ЦНИИС (ПРК) автодорожных мостов, можно также устраивать при их изготовлении. При перевозке готовых блоков необходимо принимать также меры защиты, исключающие повреждение гидроизоляции. 1.10. Гидроизоляцию проезжей части автодорожных мостов, устоев, лотков, подпорных стен и водопропускных труб в построечных условиях выполняют при температуре воздуха, допустимой для принятого типа гидроизоляции. Устройство гидроизоляции оформляют актом на скрытые работы. 1.11. В проекте сооружения должен быть предусмотрен отвод воды с поверхности элементов мостового полотна, устоев и водопропускных труб. Конструкция водоотвода должна допускать возможность устройства подготовительного (выравнивающего) слоя, гидроизоляции и ее защиты механизированными способами и исключать попадание воды под гидроизоляцию. Балластировку пути на мосту выполняют после перекрытия деформационных швов и установки решеток водоотводных устройств. 1.12. Гидроизоляцию различных типов устраивают с соблюдением правил техники безопасности, предусмотренных для соответствующих видов работ и требований п.п. 8.1-8.18 настоящей Инструкции. 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ 2.1. Материалы, применяемые для устройства гидроизоляции, должны отвечать требованиям ГОСТов и ТУ, приведенных в приложении 1 (табл. 1). Таблица 1
2.2. Гидроизоляционные материалы должны удовлетворять назначению и условиям работы гидроизоляции в конструкции и соответствовать строительно-климатической зоне ее применения. 2.3. Применяемые для устройства гидроизоляции грунтовки приготавливают на месте с соблюдением составов и технологии, приведенных в приложении 1 (табл. 2). 2.4. Марки битумных мастик назначают в зависимости от климатической зоны расположения сооружения. Физико-механические показатели мастик приведены в табл. 1, составы - в приложении 1 (табл. 2). Таблица 2
2.5. Армирующие стеклянные, льно-джуто-кенафные материалы должны иметь физико-механические показатели, приведенные в приложении 1 (табл. 4); допускается применение армирующих материалов по другим техническим условиям со свойствами, близкими к указанным. Таблица 3
Льно-джуто-кенафные ткани следует обрабатывать масляными антисептиками в соответствии с приложением 2 и в составе гидроизоляции на железнодорожных мостах применять по согласованию с МПС. 2.6. Гидроизоляционные утяжеленные битумные и резиноподобные рулонные материалы должны иметь физико-механические показатели, приведенные в приложении 1 (соответственно по табл. 5 и 6). 2.7. Холодные тиоколовые и битумно-каучуковые мастики и клеи должны иметь физико-механические показатели, приведенные в табл. 2 и 3 и составы - в приложении 1 (табл. 7). 2.8. Цементно-песчаный раствор и мелкозернистый бетон подготовительного (выравнивающего) и защитного слоев гидроизоляции должны иметь водоцементное отношение не выше 0,42 и марку по прочности не ниже М300 для пролетных строений и соответственно 0,45 и М200 для труб; марку по морозостойкости во всех случаях равную 200 для I и 300 для II и III климатических зон; содержать, как правило, а для III климатической зоны обязательно, воздухововлекающие, газообразующие и пластифицирующие добавки (типа СНВ, ГКЖ-94, СДБ). Введение химических добавок-ускорителей твердения, вызывающих коррозию бетона и арматуры, запрещается. 2.9. Арматурная сетка защитного слоя должна быть одинарной из проволоки диаметром 2-4 мм с размерами ячейки в свету 45-75 мм и не иметь антикоррозионной смазки. 2.10. Мелкозернистый и песчаный асфальтобетон, применяемый для устройства одежды проезжей части автодорожных и городских мостов и путепроводов, должен отвечать требованиям ГОСТ 9128-76. 2.11. Контролировать качество применяемых гидроизоляционных материалов должны заводские и строительные лаборатории, соблюдая правила отбора проб и методы их испытаний, предусмотренные соответствующими ГОСТами и ТУ. 2.12. Гидроизоляционные материалы, не израсходованные потребителем в течение установленных ГОСТами или ТУ допустимых сроков хранения, могут быть применены, если проверочными испытаниями будет подтверждено соответствие их качественных показателей требованиям нормативных документов. 2.13. Гидроизоляционные материалы следует хранить в заводской упаковке без повреждения маркировки и транспортировать с соблюдением требований, предусмотренных соответствующими ГОСТами и ТУ. 2.14. Вспомогательные материалы, используемые для производства изоляционных работ, приводятся в разделах, в которых рассматривается технология производства работ. 3. КОНСТРУКЦИЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ И ЕЕ ЗАЩИТА 3.1. В зависимости от применяемых материалов, технологии устройства и характера работы гидроизоляции подразделяется на типы, приведенные в табл. 4. Таблица 4
3.2. Тип гидроизоляции балластных корыт, проезжей части пролетных строений, устоев, водопропускных труб и лотков предусматривают в зависимости от назначения и особенностей изолируемой конструкции, а также климатических условий района строительства. Показатели трудозатрат и стоимости различных типов гидроизоляции приведены в приложении 1 (табл. 8). 3.3. Конструкцию гидроизоляции соответственно типу, сочетание в ней различных материалов, последовательность их расположения и толщины слоев принимают по табл. 5. Каждому типу гидроизоляции должен соответствовать состав грунтовки, назначаемый по приложению 1 (табл. 2). Таблица 5
3.4. В балластных корытах пролетных строении и устоев железнодорожных и на проезжей части автодорожных мостов гидроизоляцию приклеивают всей поверхностью к изолируемому основанию. В случаях, когда на изолируемой поверхности автодорожных мостов расчетом допущено образование трещин (на соединительных плитах в температурно-неразрезных пролетных строениях; в местах стыков, где возможны перемещения сопрягаемых элементов; в растянутой под эксплуатационными нагрузками зоне) допускается устраивать гидроизоляцию, не приклеенную к основанию. При устройстве неприклеенной гидроизоляции по поверхности контакта ее с бетоном конструкции следует укладывать разделительные прослойки из рулонного беспокровного материала (пергамин и др.). 3.5. В балочных разрезных пролетных строениях автодорожных и городских мостов допускается устройство конструкции одежды без гидроизоляции с применением бетона, модифицированного гидрофобизирующими добавками по специальному нормативному документу. На железнодорожных мостах при безбалластной езде и отсутствии агрессивной среды допускается устройство гидроизоляции в виде атмосферостойких окрасочных покрытии также по специальному нормативному документу. 3.6. Гидроизоляцию водопропускных труб и лотков устраивают: по наружным соприкасающимся с грунтом поверхностям звеньев (секций), плит перекрытий и стенок оголовков; в стыках между звеньями (секциями); в деформационных швах между секциями фундаментов; по поверхностям фундаментов в предусмотренных проектом случаев. 3.7. Водопропускные трубы и лотки на автомобильных дорогах изолируют с учетом результатов заводских испытаний их звеньев на водонепроницаемость (см. приложение 12). На звеньях высшей категории качества устраивают битумную мастичную неармированную гидроизоляцию (типа БМ-3, см. табл. 5). На звеньях, не отнесенных к высшей категории качества, и беспаспортных звеньях устраивают битумную мастичную армированную гидроизоляцию (типа БМ-1, см. табл. 5) или изольную рулонную (тип ИР, см. табл. 5). В стыках между звеньями труб устраивают двуслойно армированную гидроизоляцию типа БМ-1 или БМ-2 (см. табл. 5). 3.8. Гидроизоляция балластных корыт пролетных строений, шкафных блоков и устоев мостов на железных дорогах должна быть защищена слоем цементно-песчаного раствора или бетона по п. 2.8 толщиной не менее 40 мм, армированным металлической сеткой по п. 2.9. 3.9. Гидроизоляция проезжей части мостов на автомобильных дорогах должна быть защищена слоем толщиной не менее 40 мм цементно-песчаного раствора или бетона по п. 2.8, армированных металлической сеткой по п. 2.9. 3.10. Гидроизоляция проезжей части мостов на автомобильных дорогах при применении фольгоизола должна быть защищена слоем асфальтобетона по п. 2.10 толщиной 40 мм, укладываемого по поверхности алюминиевой фольги, обработанной битумным лаком или эмульсией. 3.11. Гидроизоляцию на ригеле и плите перекрытия водопропускных труб под железную и автомобильную дороги защищают слоем толщиной 30 мм цементно-песчаного раствора марки 150. 3.12. Гидроизоляцию соприкасающихся с грунтом боковых поверхностей водопропускных труб под железную дорогу защищают от повреждения устройством ограждений или засыпкой сооружения технологическими приемами, предусмотренными проектом. 4. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ БАЛЛАСТНЫХ КОРЫТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ И УСТОЕВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ Основные положения 4.1. Гидроизоляционные работы в балластном корыте блоков железнодорожных пролетных строений и шкафных блоков сборных устоев необходимо выполнять в отведенных для этого постах цехов и помещениях полигонов при температуре в них не ниже плюс 5°С. Общий вид балластного корыта с выполненной гидроизоляцией приведен на рис. 1. Рис. 1. Общий вид балластного корыта с гидроизоляцией и трубкой для водоотвода: 1 - блок пролетного строения; 2 - бортик; 3 - подготовительный слой; 4 - гидроизоляция; 5 - защитный слой; 6 - водоотводная трубка 4.2. Тип гидроизоляции с учетом климатической зоны, для которой предназначается пролетное строение, конструкция гидроизоляции и необходимые для ее устройства материалы назначаются проектом в соответствии с требованием п.п. 2.1 и 3.1-3.2 настоящей Инструкции. 4.3. К моменту устройства гидроизоляции материалы должны быть сосредоточены на заводе в достаточном количестве, а качество их проверено заводской лабораторией. 4.4. Заводские помещения и места, предназначенные для выполнения соответствующих видов гидроизоляционных работ, должны быть оснащены необходимым оборудованием, инструментом и инвентарем в соответствии с перечнем и назначением, приведенным в приложении 3. 4.5. До начала гидроизоляционных работ в балластном корыте должны быть установлены водоотводные и строповочные трубки, тщательно выполнены дополнительные слои изоляции для герметичности сопряжения их с конструкцией, согласно п.п. 4.65-4.76. 4.6. Изолируемое основание балластного корыта предусмотренного проектом профиля может быть выполнено в процессе бетонирования блока, а при отсутствии профиля основания - путем укладки отвечающего требованиям п. 2.8 дополнительного подготовительного слоя толщиной не менее 30 мм у бортика и 10 мм у трубок. 4.7. При устройстве подготовительного слоя должны быть соблюдены уклоны к водоотводным трубкам. В местах пересечения изолируемых поверхностей внутренние углы должны быть заполнены бетоном и закруглены по радиусу 10-15 см. Железнение и затирка поверхности подготовительного слоя до глянца не допускается. 4.8. Прочность бетона подготовительного слоя к началу работ по устройству гидроизоляции должна быть не менее 50 кгс/см2, а поверхность его ровной, чистой и сухой. Непосредственно перед устройством гидроизоляции изолируемая поверхность должна быть продута сжатым воздухом. 4.9. Подготовленная бетонная поверхность должна быть предварительно покрыта соответствующей гидроизоляции грунтовкой, приготовленной в условиях завода согласно требованиям приложения 1 (табл. 2). 4.10. Наносить грунтовку на изолируемую поверхность следует вручную кистью или механизированным способом - пневмофорсунками или краскораспылителями, приведенными в приложении 3 (табл. 1). 4.11. Гидроизоляционные слои следует укладывать на загрунтованную поверхность, сохраняющую отлип, но не ранее 2 ч и не позднее 16 ч после нанесения грунтовки. 4.12. Полотна армирующих материалов следует размещать вдоль, а полотна рулонных гидроизоляционных материалов - поперек блока и укладывать их, начиная от пониженных мест изолируемой поверхности полотна. При этом полотно, лежащее выше по скату, перекрывает внахлестку нижнее. Запрещается стыковать полотна армирующего и рулонного материалов в местах сопряжения днища плиты балластного корыта с бортиками. Битумная мастичная гидроизоляция 4.13. Битумную мастичную гидроизоляцию (тип БМ-1, см. табл. 5) с применением горячих битумных мастик устраивают путем послойного их армирования стеклянными сетками или антисептированной льно-джуто-кенафной тканью паковочной и технического назначения (см. приложение 1, табл. 4). Обработку ткани антисептиком следует выполнять в соответствии с правилами приложения 2. 4.14. Марку и состав горячих битумных мастик для устройства битумной мастичной гидроизоляции принимают в соответствии с требованием табл. 1 и данных приложения 1 (табл. 3) в зависимости от климатической зоны, для которой предназначается пролетное строение. Битумную мастичную гидроизоляцию пролетных строений северного исполнения выполняют только с применением горячих мастик на основе тепломорозостойкого битума пластбит. 4.15. Технология устройства битумной мастичной гидроизоляции предусматривает выполнение следующих работ: приготовление горячей битумной мастики и доставку ее к месту работ с требуемой рабочей температурой; нанесение первого слоя горячей битумной мастики толщиной 3-0,5 мм по предварительно загрунтованной поверхности балластного корыта. При этом ширина покрываемого мастикой участка должна быть равна ширине укладываемого армирующего полотна, с опережением по его длине не более чем на 0,5 м; укладку по горячей мастике на указанном участке полотна армирующего материала первого слоя и послойную приклейку его всей поверхностью; нанесение второго слоя горячей битумной мастики толщиной 2-2,5 мм на поверхность уложенного армирующего материала первого слоя; укладку полотна армирующего материала второго слоя аналогично первому; нанесение третьего слоя горячей битумной мастики; укладку армирующего материала третьего (последнего) слоя; нанесение отделочного слоя горячей битумной мастики толщиной 2-2,5 мм по всей поверхности изолированного балластного корыта; устройство защитного слоя; нанесение по отвердевшей поверхности защитного слоя битумной грунтовки. 4.16. При производстве гидроизоляционных работ в заводских условиях горячую битумную мастику следует изготавливать, транспортировать и наносить с использованием оборудования, указанного в приложении 3 (табл. 2), и технологических операций, приведенных в приложении 4. Рис. 2. Соединение полотен армирующего или гидроизоляционного рулонного материала: а - стык полотен внахлестку; б - смещение стыков в слоях 4.17. При устройстве гидроизоляции следует строго следить за тем, чтобы наклеиваемый армирующий материал плотно прилегал к изолируемому основанию. Разглаживать наклеиваемые полотна следует вначале вдоль их оси, затем от оси к кромкам под углом 30-35° и в последнюю очередь разглаживают кромки. 4.18. Полотно армирующего материала укладываемого слоя следует стыковать внахлестку на 10 см. В каждом следующем слое по длине и ширине армирующего материала стыки должны быть сдвинуты не менее чем на 30 см относительно стыков в ранее уложенном слое (рис. 2). 4.19. Выполненная гидроизоляция должна быть гладкой, сплошной, монолитной - без признаков вздутий на поверхности, и до устройства на ней защитного слоя освидетельствована представителем заводской инспекции. Для устранения вздутий и непроклеенных мест дефектную гидроизоляцию вскрывают крестообразным разрезом. Концы армирующего материала послойно отгибают и на горячей мастике накладывают заплаты, к которым затем послойно приклеивают отогнутые концы. Дефектное место покрывают отделочным слоем мастики. 4.20. До устройства защитного слоя должны быть приняты меры, исключающие возможность механических повреждений гидроизоляции и попадания на нее масел, керосина и других растворителей битума. Во избежание повреждения выполненной гидроизоляции допускается ходить по ней только лицам, работающим в мягкой чистой обуви. Обувь с налипшей на нее мастикой следует выдержать 5-10 мин в нагретом до 100°С песке и затем снять налипшую мастику нагретым ножом. 4.21. Защитный слой гидроизоляции необходимо устраивать с соблюдением требований п.п. 4.83-4.89 настоящей Инструкции. Изольная рулонная гидроизоляция на холодной мастике изол 4.22. Изольную рулонную гидроизоляцию (тип ИР, см. табл. 5) устраивают на пролетных строениях железнодорожных мостов, строящихся в I и II климатических зонах. 4.23. Изольную гидроизоляцию выполняют с применением безосновного рулонного изола (приложение 1, табл. 6) и холодной мастики изол (приложение 1, табл. 1), упрочняемой армирующей прослойкой (приложение 1, табл. 4), наклеиваемой на мастике между слоями рулонного изола. 4.24. Устройство гидроизоляции этого типа предусматривает применение в конструкции рулонного изола, хранившегося в заводской упаковке в складском помещении, предотвращающем увлажнение поверхности полотна, вдали от отопительных приборов. Рулонный изол, хранившийся зимой при отрицательной температуре, должен быть до начала работ выдержан в помещении с температурой плюс 15-20°С не менее 24 ч или в специальных обогреваемых шкафах с температурой не выше плюс 45°С. Для устранения противоадгезионной посыпки поверхность рулонного изола предварительно должна быть обработана хлопчатобумажной ветошью, смоченной растворителем (бензином или сольвентнафтом). 4.25. Для устройства гидроизоляции следует применять холодную приклеивающую мастику изол, хранившуюся в герметично закрытой металлической таре и доставленную в ней к месту работ. Мастику, хранившуюся в бочках, следует перед применением взболтать перекатыванием тары. Мастику, хранившуюся во флягах и бидонах, после снятия крышки необходимо перемешать принудительно вращаемой лопастью с приводом от пневмодрели. 4.26. Гидроизоляцию с применением рулонного изола и холодной мастики изол выполняют в такой последовательности: наносят на подготовленную и загрунтованную в соответствии с п.п. 4.5-4.10 изолируемую поверхность первый слой холодной мастики изол толщиной не менее 1 мм, выдерживают ее примерно в течение 20 мин до загустевания и образования липкой пленки 1; укладывают на слой мастики полотно рулонного изола первого слоя; наносят на поверхность первого слоя рулонного изола холодную мастику изол второго слоя толщиной не менее 1 мм; укладывают полотно армирующего материала по выдержанному еще липкому второму слою мастики; наносят поверх армирующего материала третий слой холодной мастики изол; укладывают полотно рулонного изола второго слоя по выдержанному еще липкому третьему слою мастики; устраивают защитный слой в соответствии с требованиями п.п. 4.83-4.89 настоящей Инструкции; наносят по отвердевшей поверхности защитного слоя грунтовку из разжиженной мастики изол (приложение 1, табл. 2). _________________ 1 Время выдержки уточняют экспериментально путем испытания на отрыв полосок изола, склеенных мастикой, каждой новой партии. За рабочую выдержку принимают время, соответствующее максимальному значению прочности при отрыве. 4.27. Холодную мастику изол следует наносить ковшом-шпателем или травяными щетками. В обособленных помещениях, предназначенных для гидроизоляционных работ, оборудованных совершенной вентиляцией, возможно механизированное нанесение холодной мастики изол шпатлевочным агрегатом или другой установкой, снабженной форсункой с воздухораспылением (приложение 3, табл. 1). 4.28. Приклеиваемые полотна рулонного изола и армирующего материала следует сразу разглаживать и прикатывать приемами, указанными в п. 4.17. Появляющиеся в процессе послойной наклейки рулонного изола вздутия прокалывают шилом и прикатывают до появления в проколе выдавливаемой мастики. 4.29. Укладываемые полотна рулонного изола и армирующего материала следует стыковать с обеспечением нахлестки и разбежки стыков в смежных слоях, предусмотренных в п. 4.18. 4.30. Стыки полотен рулонного изола в верхнем слое и места примыканий гидроизоляции к бортикам по всему периметру балластного корыта должны быть тщательно прошпаклеваны холодной мастикой изол слоем толщиной 2-3 мм. 4.31. Выполненная гидроизоляция должна быть освидетельствована представителем заводской инспекции, а выявленные в ней дефекты - устранены в соответствии с п. 4.19. 4.32. Сохранность выполненной гидроизоляции до устройства защитного слоя должна быть обеспечена мерами, предусмотренными в п. 4.20. 4.33. Защитный слой гидроизоляции следует устраивать согласно п.п. 4.83-4.89. Тиоколовая мастичная гидроизоляция 4.34. Тиоколовую мастичную гидроизоляцию (тип ТМ, см. табл. 5) устраивают в балластном корыте блоков пролетных строений железнодорожных мостов северного исполнения. 4.35. Тиоколовую гидроизоляцию выполняют из холодных самовулканизирующихся тиоколовых мастик, образующих на изолируемом основании монолитные эластичные при температуре ниже минус 50°С слои резиноподобного материала. 4.36. Тиоколовую гидроизоляцию устраивают послойным нанесением на подготовленное и огрунтованное основание холодных мастик с размещением между слоями армирующего материала. Применяемые рабочие тиоколовые мастики на основе герметиков СМ-1 и У-30М должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 2, и иметь составы, указанные в приложении 1 (табл. 7). Состав тиоколовой грунтовки принимают по приложению 1 (табл. 2). 4.37. При приготовлении рабочих составов тиоколовых мастик с использованием двухкомпонентной мастики СМ-1 необходимое количество вулканизирующей пасты № 30 вводят в основную пасту СМ-1 непосредственно перед употреблением мастики. В случае применения трехкомпонентного герметика У-30М перед его употреблением к основной пасте У-30 последовательно добавляют вулканизирующую пасту № 9 и ускоритель вулканизации дифенилгуанидин (ДФГ) и доводят мастику до необходимой консистенции дополнительными добавками 10-1,5 частей по массе пластификатора-дибутилфталата и 5-10 частей по массе одного из растворителей, указанных в табл. 1 приложения 1. Для гидроизоляционных работ допускается применять основные и вулканизирующие пасты со сроком хранения не более 1 года. 4.38. Основную и вулканизирующую пасты следует дозировать по массе на технических весах с пределами взвешивания от 0,2 до 10 кг и точностью показаний ±20 г. Порошок дифенилгуанидина следует предварительно взвешивать на технохимических весах стандартными порциями по 1 и 2 г и расфасовывать в полиэтиленовые пакеты. 4.39. Тиоколовые мастики, вследствие непродолжительной их жизнеспособности (около 30 мин), следует изготавливать единовременно небольшими дозами. 4.40. Тиоколовые мастики и грунтовку (см. приложение 1, табл. 1) приготавливают вблизи изолируемого блока пролетного строения на постоянном посту в установке Гипропромтрансстроя, характеристика которой приведена в приложении 5. При отсутствии такой установки тиоколовую мастику изготавливают путем тщательного перемешивания дозированных количеств отдельных компонентов, рассчитанных на один замес, в емкости объемом 25-30 л с применением тихоходной дрели типа 455А по ГОСТ 8524-63, снабженной лопастью. Перемешивание мастики должно продолжаться 10-15 мин. 4.41. Технология устройства тиоколовой мастичной гидроизоляции предусматривает последовательное выполнение следующих работ: приготовление на месте работ тиоколовой мастики с соблюдением требований п.п. 4.37-4.39; нанесение на покрытую тиоколовой грунтовкой и высохшую изолируемую поверхность первого слоя холодной тиоколовой мастики толщиной 1,5 мм; раскатка по свеженанесенному слою тиоколовой мастики стеклосетчатого армирующего материала, разглаживание его гребком или прикатка роликовым катком до появления на армирующем материале выдавливаемой мастики; нанесение по поверхности уложенного полотна армирующего материала второго слоя тиоколовой мастики толщиной 1,5 мм; выдержка выполненной гидроизоляции в течение 7-10 ч до завершения начальной стадии вулканизации тиоколовой мастики и превращения ее в резиноподобный эластомер; устройство защитного слоя; нанесение по отвердевшей поверхности защитного слоя битумной грунтовки (приложение 1, табл. 2). 4.42. Тиоколовую грунтовку наносят вручную кистью или вакуум-форсункой (рис. 3) путем ее инжекции из открытой емкости. Расход грунтовки на 1 м2 огрунтованной поверхности составляет 300-400 г. Рис. 3. Вакуум-форсунка для пневмораспыления тиоколовой грунтовки: 1 - сопло; 2 - корпус; 3 - штуцер к шлангу для всасывания грунтовки; 4 - наконечник; 5 - трубка для сжатого воздуха; 6 - штуцер к шлангу для трубки 4.43. Тиоколовую мастику наносят ковшом со шпателем и равномерно распределяют по изолируемому основанию виброшпателем (рис. 4). Расход тиоколовой мастики на 1 м2 изолируемого основания составляет 2-2,5 кг. Рис. 4. Виброшпатель: 1 - вибрирующая пластана; 2 - пневмовибратор; 3 - штуцер; 4 - амортизатор; 5 - ручка; 6 - труба; 7 - шланг 4.44. Полотна армирующего материала укладывают вдоль или поперек балластного корыта с соблюдением требований п. 4.12. Отдельные полотна стыкуют, соблюдая нахлестку 3-5 см. Кромки полотен заводят под бортик балластного корыта, тщательно прикатывают роликом или шпателем. 4.45. Законченная тиоколовая гидроизоляция после завершения начального процесса самовулканизации должна быть резиноподобной и иметь гладкую, без просветов и вздутий, поверхность. 4.46. Защиту гидроизоляции выполняют после ее освидетельствования представителем заводской инспекции с соблюдением требований п.п. 4.83-4.89. Резиноподобная рулонная гидроизоляция 4.47. Резиноподобную рулонную гидроизоляцию (тип РПР, см. табл. 5) устраивают в балластном корыте пролетных строений железнодорожных мостов, строящихся преимущественно в III климатической зоне. 4.48. Резиноподобную рулонную гидроизоляцию выполняют с применением рулонных материалов включающих каучук: технической резины, вулканизованного бутизола и армогидробутила, предусмотренных в приложении 1, табл. 1, свойства которых приведены в приложении 1, табл. 6. 4.49. Резиноподобные рулонные материалы должны быть приклеены к изолируемому основанию и склеены между собой холодными клеящими составами типа мастик МББ-Х-120, .МРБ-Х-15, МБСП и клеем СВ-1, предусмотренными в приложении 1, табл. 1, составы которых приведены в приложении 1, табл. 7. Резиноподобный рулонный материал применяют в сочетании с совместимым с ним клеющим составом, приведенным в табл. 5. 4.50. Резиноподобную рулонную гидроизоляцию следует устраивать в помещениях, предусмотренных п. 1.9, при указанных в нем температурах. 4.51. На месте работ до их начала должен быть сосредоточен весь необходимый инвентарь для выполнения соответствующих операций, связанных с нанесением грунтовки, мастики и выполнением прикатки наклеиваемого резиноподобного рулонного материала. Из перечня оборудования, приведенного в приложении 3, нужно иметь: емкость для доставки грунтовки и мастики; травяные или волосяные щетки для очистки изолируемой поверхности и нанесения грунтовки или мастики; гребки с резиновыми насадками для разравнивания слоя мастики, наносимого на горизонтальные поверхности; фасонные шпатели с заградительным экраном для нанесения мастичных слоев в зоне расположения водоотводных трубок и навесного бортика по периметру блока; цилиндрические валики для прикатки наклеиваемого материала; линейки для замера полотен и нож для их раскроя. 4.52. У блоков пролетных строений должны быть оборудованы постоянные настилы, ограждения и лестницы в соответствии с правилами техники безопасности. 4.53. Гидроизолируемые поверхности должны быть подготовлены в соответствии с требованиями п.п. 4.6-4.8. 4.54. Готовность к гидроизоляции балластною корыта пролетного строения должна быть проверена и принята заводским инспектором. 4.55. Гидроизоляционные работы следует начинать с нанесения грунтовки на всю подготовленную поверхность балластного корыта, а после ее высыхания необходимо выполнить гидроизоляцию в местах ее сопряжения с водоотводными трубками и строповочными отверстиями в соответствии с указаниями п.п. 4.67-4.76. 4.56. По загрунтованной поверхности резиноподобные рулонные материалы наклеивают послойно. Наклеиваемые рулонные материалы до их применения должны быть выдержаны не менее 3 ч в помещении с температурой плюс 18°С (±5°С). 4.57. Поверхность резиноподобного рулонного материала должна быть очищена от минеральной посыпки путем протирки полотна смоченной бензином ветошью. При наличии на его поверхности разделительной прослойки бумаги или полимерной пленки последние должны быть полностью отделены от полотна. 4.58. Холодные приклеивающие составы и составляющие их компоненты необходимо доставлять к месту работ в герметично закрытой таре. Длительно хранившуюся в металлических барабанах (бочках) мастику и клей перед их применением необходимо взболтать перекатыванием тары. Мастику или клей, хранившиеся во флягах и бидонах после снятия с них крышек, следует перемешать лопастью, принудительно вращаемой приводом от дрели. 4.59. Гидроизоляция балластного корыта пролетных строений железнодорожных мостов предусматривает выполнение работ в такой последовательности: укладка подготовительного слоя с выдержкой его до достижения бетоном заданной прочности по указаниям п. 4.8 и п. 5.8; грунтовка изолируемой поверхности с высушиванием ее до улетучивания растворителя в течение 30 мин; устройство гидроизоляции в зоне водоотводных и строповочных трубок по указаниям п.п. 4.65-4.76 и размещение в них резиноподобных манжетных элементов, покрытых клеем (рис. 5); наклейка полотен рулонного материала нижнего слоя с нахлесткой кромок 10 см при “конвертном” основании поперек пролетного строения, а при плоском основании - вдоль его; наклейка полотен рулонного материала верхнего слоя с разбежкой стыков по отношению к стыкам нижнего слоя не менее 30 см и с соблюдением указанной нахлестки кромок; нанесение на поверхность верхнего полотна рулонного материала слоя мастики или клея; посыпка поверхности мелким песком; укладка защитного слоя с армированием цементно-песчаного раствора металлической сеткой; окраска поверхности защитного слоя грунтовкой после приобретения им прочности не менее 50 кгс/см2; выдача блоков на склад с прочностью защитного слоя не менее 70% проектной марки летом и 80% зимой. Рис. 5. Резиноподобный манжетный элемент для сопряжения гидроизоляции с водоотводными и строповочными трубками 4.60. Приклеивающие мастики и клей после их нанесения выдерживают до появления отлипа на поверхности нанесенного слоя. Толщину клеящего слоя и время его выдержки до “отлипа” определяют экспериментально - испытанием на отрыв склеенных между собой полосок рулонного материала и принимают по максимальным показателям прочности, достигнутой при отрыве. До появления на поверхности нанесенных слоев “отлипа” их ориентировочно следует выдерживать при применении клеящих мастик типа МРБ-Х-Т-15 и МББ-Х-120 от 10 до 20 мин, а при применении клея СВ-1 25 мин на бетоне и 5 мин на полотне резины. 4.61. Поверхность уложенных полотен резиноподобного рулонного материала первого слоя гидроизоляции покрывают слоем холодной приклеивающей мастики, на который укладывают ранее указанными приемами полотна верхнего гидроизоляционного слоя с соблюдением нахлестки по указаниям п. 4.59. 4.62. Полотна рулонного материала каждого уложенного слоя должны быть сразу же разглажены и прикатаны. Соответствующие операции рекомендуется выполнять гребком или легким ручным катком, направляя их сначала вдоль оси, затем под углом 30-35° от оси к кромке и, наконец, вдоль кромки. Если при прикатке полотен под ними появились вздутия, последние следует проколоть шилом, возобновить прикатку до появления в местах проколов выдавленной мастики или клея. 4.63. Начинать укладку полотен рулонного материала следует от более низких точек изолируемой поверхности и соединять внахлестку с полотнами, расположенными выше по скату (см. п. 4.12). В местах сопряжения днища со стенками балластного корыта стыковать полотна рулонного материала запрещается. 4.64. Соединенные внахлестку стыки между полотнами рулонного материала должны быть тщательно прошпаклеваны слоем мастики или клея. Гидроизоляция в местах сопряжения ее с водоотводными и строповочными трубками 4.65. Гидроизоляция балластного корыта пролетных строений должна быть герметично сопряжена с водоотводными и строповочными трубками и в указанных местах выполнена с особой тщательностью. 4.66. Выполнение гидроизоляционных работ в местах расположения водоотводных и строповочных трубок должно опережать устройство основной гидроизоляции на поверхности балластного корыта пролетного строения. 4.67. Сопряжение гидроизоляции с указанными трубками должно быть, как правило, выполнено с применением резиноподобных манжетных элементов заводского изготовления. Допускается по согласованию с МПС сопрягать гидроизоляцию с трубками послойным наклеиванием вокруг их раструба косынок, вырезанных из армирующего материала по п. 2.5, с заведением в раструб лепестков. 4.68. В местах сопряжения гидроизоляции с трубками секторные косынки армирующих тканей и закладные манжетные элементы должны быть всей поверхностью приклеены мастиками, используемыми для устройства основной гидроизоляции балластного корыта. 4.69. При любых типах гидроизоляции, устраиваемой с применением армирующей ткани, у водоотводных и строповочных трубок укладывают два дополнительных ее слоя. При применении же резиноподобных рулонных материалов гидроизоляция может быть сопряжена и с помещаемым в раструб закладным манжетным элементом (см. рис. 5). Послойное сопряжение гидроизоляции различных типов с трубками балластного корыта выполняют в соответствии со схемой, приведенной на рис. 6.
Категория:
сруб дома
РДС
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
|