ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ (ГОССТРОЙ РОССИИ) НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ СБОРНИК 2 ГОРНО-ВСКРЫШНЫЕ РАБОТЫ УДК [69+622.22.004.18](083.74) Разработаны инженерами В.А. Моисеевым (АО «Тулаоргтехстрой»), В.И. Кузнецовым, В.А. Степановым, Н.Е. Антоненковым (Управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России), В.П. Кретовой, К.М. Петрухиной (АО «Конструкторско-технологический институт», г. Тула). Предназначены для инженерно-технических и экономических служб строительных, комплектующих и проектных организаций. Замечания и предложения направлять по адресам: 300600, Тула, проспект Ленина, 108-б, АО «Тулаоргтехстрой»; 117987, Москва, ул. Строителей, 8, корп. 2, Госстрой России, Управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Общие указания 1.1. Настоящий сборник содержит нормативные показатели расхода материалов на ремонт, содержание в исправном состоянии и перемещение железнодорожных путей, автомобильных дорог при выполнении горно-вскрышных работ, осуществляемых при строительстве разрезов по добыче угля и сланцев, карьеров по разработке руд черных и цветных металлов, химического сырья и нерудных строительных материалов, а также при реконструкции действующих разрезов. Структура строительных процессов принята согласно сборнику 2 «Горно-вскрышные работы» СНиР-91 (СНиП 4.02-91) с конкретизацией структуры строительно-монтажных процессов и выделением операций, предусматривающих расход материалов. 1.2. Нормативные показатели расхода материалов предназначены для определения потребности ресурсов при выполнении ремонта, содержания в исправном состоянии и перемещении железнодорожных путей и автомобильных дорог и расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяется сметная и фактическая стоимость работ. Нормативные показатели применяются всеми участниками инвестиционного процесса независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. 1.3. В основу нормативных показателей положены производственные нормы расхода материалов, определяющие максимально допустимый расход материалов на производство единицы продукции строительного процесса (рабочей операции) заданного качества при современном уровне техники, технологии, организации строительства и использовании материальных ресурсов, отвечающих требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил. 1.4. Нормами учтены чистый расход и трудноустранимые потери (отходы) материалов, образующиеся в пределах строительной площадки, при выполнении рабочих операций, предусмотренных технологией и организацией производства. 1.5. В нормы не включены: потери и отходы материалов, обусловленные отступлением от регламентированных технологических процессов и режимов работы, нарушением установленных правил организации производства и приемки работ, применением некачественных материалов; потери и отходы материалов, образующиеся при транспортировании их от поставщика до приобъектного склада строительной площадки; расход материалов на ремонтно-эксплуатационные и производственно-эксплуатационные нужды в части изготовления, ремонта и эксплуатации оснастки, приспособлений, стендов, средств механизации и т.п. 1.6. Классификация грунтов по трудности разработки дана в соответствии с ГОСТ 25100—95 «Грунты. Классификация». 1.7. Нормами данного сборника не учтены и следует учитывать дополнительно: рыхление грунтов 3—5-й категории по сборнику 03 «Буровзрывные работы»; сооружение железнодорожных откаточных путей и автомобильных дорог от забоя до отвала по сборникам 27 «Автомобильные дороги», 28 «Железные дороги»; сооружение линий электропередачи и осветительных сетей по сборнику 33 «Линии электропередачи». 1.8. В нормах расхода материалов предусмотрена разработка грунта фронтальным забоем, при разработке грунта тупиковым забоем к нормам следует применять следующие коэффициенты: при одной выставке вагонов (табл. с 2-5 по 2-7) — 0,92; при двух выставках вагонов (табл. с 2-5 по 2-7) — 0,85; при автомобильном транспортировании (табл. с 2-8 по 2-15) -0,92. 1.9. В нормах расхода материалов предусмотрена разработка фунтов естественной влажности. При разработке налипающих на стенки и зубья ковша грунтов 1-й, 2-й и 3-й категорий, а также мерзлых грунтов всех категорий, разрабатываемых при положительной температуре наружного воздуха к нормам табл. 2-18 следует применять коэф. 0,9. 1.10. При зачистке экскаваторами рудного тела (до вскрыши) к нормам табл. 2-5, 2-6, 2-7 следует применять коэф. 0,9. 1.11. При верхнем черпании грунта к нормам табл. с 2-8 по 2-15 — применять коэф. 0,9. 1.12. При перевозке грунта электрифицированным транспортом к нормам табл. 2-5, 2-6, 2-7 — применять коэф. 1,09. 1.13. При работе на неустойчивой почве с устройством настила к нормам табл. 2-18 — применять коэф. 0,94. 1.14. В нормах расхода материалов табл. 2-5, 2-6, 2-7 предусмотрены расстояния от забоя до разминовки от 501 до 1000 м и объем горной массы в локомотивосоставе 411—480 м3. При других расстояниях до разминовки и объемах горной массы в локомотивосоставе к нормам следует применять следующие коэффициенты: при расстоянии разминовки от забоя: до 500 м (табл. 2-5, 2-6, 2-7) - 0,78; 1001-2000 м (табл. 2-5, 2-6, 2-7 )- 1,47; свыше 2000 м (табл. 2-5, 2-6, 2-7) - 1,88; при вместимости состава: 111-120 м3 (табл. 2-5, 2-6, 2-7) - 1,16; 201-230 м3 (табл. 2-5, 2-6, 2-7) - 1,06; 301-350 м3 (табл. 2-5, 2-6, 2-7) - 1,01. 1.15. В нормах расхода материалов предусмотрено щебеночное покрытие автомобильных дорог. Расход материалов на перемещение, текущий ремонт и содержание 10 000 м2 дорог при разработке грунтов 1-й категории составляет: щебень (дробленые горные породы) — 2100 м3. В случаях когда проектом предусматривается другой тип дорожного покрытия, разница в расходе материалов на перемещение, текущий ремонт и содержание автомобильных дорог подлежит учету непосредственно в сметах на горно-вскрышные работы. 1.16. В нормах расхода материалов не учтены материалы по пылеподавлению в летнее время и борьба с гололедом в зимнее время на автодорогах карьеров. Наиболее распространенным методом борьбы с пылью является поливка водой с применением растворов солей кальция, магния, натрия. Ниже в табл. 1 приведен расход обеспыливающих материалов, входящих в водный состав. Таблица 1
1.17. Текущий ремонт автомобильных дорог подразделяется на два вида: ямочный и картинный. Ямочный ремонт выполняется горячим и холодным способами с использованием густых и разжиженных битумов. Расход вяжущего материала 1,2—1,5 кг/м2 и щебня фр. 3—15 мм — 1,8—2,2 м3/100 м2. Расход материалов для картинного ремонта (повторная поверхностная обработка сплошных участков щебеночной автодороги) ограничивается нормативами, приведенными в табл. 2. Таблица 2
Приведенные нормативы могут быть скорректированы в соответствии с результатами обследования ремонтируемого участка автодороги. 1.18. В нормах расхода материалов на ремонт автодорог принят коэффициент уплотнения щебня 1,2. 1.19. Передвижка железнодорожных путей в карьерах производится звеньями. Стыковка их производится с помощью накладок и болтов. Для повышения прочности промежуточного скрепления применяются шурупные или клиновые крепления. 1.20. В нормах указана паспортная вместимость ковша экскаватора. 1.21. Нормы расхода материалов даны на 1000 м3 грунта по отмеру и в плотном состоянии. 2. Правила исчисления объемов работ 2.1. Объемы горно-вскрышных работ определяются по проектным данным в плотном теле. Раздел 02. РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЭКСКАВАТОРАМИ С ПОГРУЗКОЙ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Таблица 2-5. Погрузка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с нормальным рабочим оборудованием Состав работ: 01. Укладка балласта в путь, подштопка и подбивка шпал. 02. Переукладка звеньев пути на новую трассу. 03. Крепление стыковых соединений. 04. Частичная замена изношенных или поломанных деталей (рельсов, шпал, скреплений и т.д.) в процессе эксплуатации железнодорожных путей,
Таблица 2-6. Погрузка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с удлиненным рабочим оборудованием Состав работ: 01. Укладка балласта в путь, подштопка и подбивка шпал. 02. Переукладка звеньев путч на новую трассу. 03. Крепление стыковых соединений. 04. Частичная замена изношенных или поломанных деталей (рельсов, шпал, скреплений и т.д.) в процессе эксплуатации железнодорожных путей.
Таблица 2-7. Погрузка грунта экскаваторами типа «драглайн» Состав работ: 01. Укладка балласта в путь, подштопка и подбивка шпал. 02. Переукладка звеньев пути на новую трассу. 03. Крепление стыковых соединений. 04. Частичная замена изношенных или поломанных деталей (рельсов, шпал, скреплений и т. д.) в процессе эксплуатации железнодорожных путей.
Раздел 03. РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЭКСКАВАТОРАМИ С ПОГРУЗКОЙ В АВТОМОБИЛИ-САМОСВАЛЫ Таблица 2-8. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 110 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Таблица 2-9. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 75 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Таблица 2-10. Разработка фунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 42—40 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Т а б л и ц а 2-11. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 30 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Таблица 2-12. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 27 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Таблица 2-13. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 20 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Таблица 2-14. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподьемностью 13,5 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Таблица 2-15. Разработка фунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 12 т Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденных участков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпка щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
Раздел 04. ЭКСКАВАТОРНОЕ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ Таблица 2-16. Отвалообразование грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с нормальным рабочим оборудованием Состав работ: 01. Укладка балласта в путь, подштопка и подбивка шпал. 02. Переукладка звеньев пути на новую трассу. 03. Крепление стыковых соединений. 04. Частичная замена изношенных или поломанных деталей (рельсов, шпал, скреплений и т. д.) в процессе эксплуатации железнодорожных путей.
Таблица 2-17. Отвалообразование грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с удлиненным рабочим оборудованием Состав работ: 01. Укладка балласта в путь, подштопка и подбивка шпал. 02. Переукладка звеньев пути на новую трассу. 03. Крепление стыковых соединений. 04. Частичная замена изношенных или поломанных деталей (рельсов, шпал, скреплений и т. д.) в процессе эксплуатации железнодорожных путей.
Таблица 2-18. Отвалообразование грунта экскаваторами типа «драглайн» Состав работ: 01. Укладка балласта в путь, подштопка и подбивка шпал. 02. Переукладка звеньев пути на новую трассу. 03. Крепление стыковых соединении. 04. Частичная замена изношенных или поломанных деталей (рельсов, шпал, скреплений и т. д.) в процессе эксплуатации железнодорожных путей.
Раздел 05. БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ Таблица 2-19. Отвалообразование бульдозерами ври автомобильном транспортировании грунта Состав работ: 01. Обработка вяжущими материалами поврежденныхучастков покрытия щебеночных автодорог. 02. Засыпки щебнем поврежденных участков автодорог с разравниванием и уплотнением. 03. Отсыпка щебнем с разравниванием и уплотнением новых участков автодорог.
СОДЕРЖАНИЕ Техническая часть Раздел 02. Разработка грунта экскаваторами с погрузкой в железнодорожный транспорт Таблица 2-5. Погрузка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с нормальным рабочим оборудованием Таблица 2-6. Погрузка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с удлиненным рабочим оборудованием Таблица 2-7. Погрузка грунта экскаваторами типа «драглайн» Раздел 03. Разработка грунта экскаваторами с погрузкой в автомобили-самосвалы Таблица 2-8. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 110 т Таблица 2-9. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 75 т Таблица 2-10. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 42—40 т Таблица 2-11. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 30 т Таблица 2-12. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 27 т Таблица 2-13. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 20 т Таблица 2-14. Разработка грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с погрузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 13,5 т Таблица 2-15. Разработка фунта экскаваторами типа «прямая лопата» с пофузкой в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 12 т Раздел 04. Экскаваторное отвалообразование Таблица 2-16. Отвалообразование грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с нормальным рабочим оборудованием Таблица 2-17. Отвалообразование грунта экскаваторами типа «прямая лопата» с удлиненным рабочим оборудованием Таблица 2-18. Отвалообразование грунта экскаваторами типа «драглайн» Раздел 05. Бульдозерное отвалообразование Таблица 2-19. Отвалообразование бульдозерами при автомобильном транспортировании грунта Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
|