МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 06.12.94 N 17-48 О порядке расследования причин аварий зданий и сооружений на территории Российской Федерации На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1170 "Об утверждении Положения о Министерстве строительства Российской Федерации" в целях повышения эффективности работы по расследованию причин аварий зданий и сооружений на территории Российской Федерации приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации. 2. Главной инспекции Госархстройнадзора (Немерцев) вести регулярный учет аварий, происходящих на территории Российской Федерации, анализ материалов их расследования с подготовкой в необходимых случаях предложений по внесению изменений в нормативную и проектную документацию; обеспечить составление ежегодного технического обзора причин произошедших аварий и информирование предприятий, учреждений, организаций и объединений о причинах аварии и мерах по их предупреждению; оказывать необходимую методическую помощь территориальным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации органам Госархстройнадзора России по вопросам расследования причин аварий зданий и сооружений. 3. Не применять на территории Российской Федерации постановление Госстроя СССР от 5 июня 1986 г. N 76 "Об утверждении Положения о порядке расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов". 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Хихлуху Л.В. Министр Е.В.Басин Приложение к приказу Минстроя России от 06.12.94 N 17-48 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, произошедших в процессе строительства, реконструкции, расширения капитального ремонта (в дальнейшем - строительства) и эксплуатации, а также порядок передачи донесений об авариях, оформления и направления в соответствующие органы материалов по результатам расследования. 2. Обязательному расследованию в соответствии с настоящим Положением подлежат аварии на всех зданиях и сооружениях 1-го и 2-го классов по степени ответственности (СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия" утвержден постановлением Госстроя СССР от 29 августа 1985 г. N 135), за исключением объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России и Госатомнадзору России, а также объектов военного и специального назначения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации. Расследование проводится независимо от источников финансирования и назначения строящихся объектов, форм собственности и ведомственной принадлежности участников строительства и эксплуатационных организаций. Расследование причин аварии на зданиях и сооружениях 3-го класса может проводиться по решению территориальных органов исполнительной власти, министерств и ведомств Российской Федерации. 3. Под аварией понимается обрушение, повреждение здания, сооружения в целом его части или отдельного конструктивного элемента, а также превышение ими предельно допустимых деформации, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку строительства (эксплуатации) объекта или его части (в дальнейшем - авария здания). В понятие аварии входят также обрушения и повреждения зданий и сооружений, произошедшие в результате природно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка и т.д.), интенсивность которых не превышала расчетных значений. 4. Целью расследования причин аварии зданий является установление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений и принятием мер по предупреждению аварии путем корректировки нормативной и проектной документации, подготовки методических документов по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, учитывающих характер и частоту повторений выявленных причин аварий, широкого информирования участников строительства и эксплуатационных организаций о причинах, произошедших аварий и мерах по их предупреждению. 5. В зависимости от масштабов и степени последствий аварии зданий подразделяются на аварии первой и второй категорий. К авариям первой категории относятся обрушение зданий и сооружений или их частей (разрушение наземных строительных конструкций подземных транспортных и гидротехнических сооружений, прорыв плотин, дамб, резервуаров и т.д.), вызвавшие нарушение функционирования других отраслей народного хозяйства, повлекшие гибель двух и более человек, а также обрушения с количеством пострадавших более пятнадцати человек. Авария первой категории классифицируется как чрезвычайная ситуация. К авариям второй категории относятся обрушения или повреждения зданий, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, угрожающие безопасному ведению работ и не попавшие в разряд аварий первой категории. 6. Руководители предприятий, учреждений, организаций и объединений, осуществляющие строительство, реконструкцию, расширение, капитальный ремонт и эксплуатацию здания или сооружения, на котором произошла авария, обязаны принять в первую очередь необходимые меры по спасению пострадавших и оказанию им помощи, а также по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, пожара, установлению границ опасной зоны и ограничению доступа в нее людей. II. Передача донесений об авариях 7. Руководители предприятий, учреждений, организаций и объединений, осуществляющие строительство, реконструкцию, расширение, капитальный ремонт или эксплуатацию здания или сооружения, на котором произошла авария, должны немедленно передать донесения в территориальные органы исполнительной власти, в соответствующие органы Госархстройнадзора России, республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в вышестоящие органы по ведомственной подчиненности, а по авариям первой подчиненности - кроме того в органы прокуратуры по месту, где произошла авария. Указанные органы Госархстройнадзора России в суточный срок передают донесения в Главную инспекцию Госархстройнадзора России. Передача донесении может производиться по телефонным, телеграфным и радиоканалам связи с использованием различных систем передачи информации (модемной, телекодовой, факсимильной и т.д.). 8. В донесении должны содержаться следующие сведения: полное наименование и техническая характеристика объекта, наименование организации заказчика, подрядчика, проектировщика или эксплуатационной организации, месторасположения объекта (почтовый или строительный адрес), дата и время аварии, характер и объем разрушений, сведения о пострадавших и погибших, обстоятельства при которых произошла авария, сведения о назначении местной комиссии и вероятной причине аварии. 9. Органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации в Российской Федерации обмена информацией о чрезвычайных ситуациях" от 25 марта 1992 года N 190 в установленном порядке представляют информацию об авариях первой категории в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по авариям первой категории - в соответствующие органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, по авариям второй категории - в соответствующие органы исполнительной власти городов и районов. III. Расследование причин аварий 10. Расследование причин аварий производится техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разброска обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или возобновления безопасной эксплуатации зданий и сооружений до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварии. Расследование аварий, связанных с повреждением или обрушением отдельного конструктивного элемента, не сопровождавшихся несчастными случаями, а также аварий на объектах 3-го класса по степени ответственности допускается проводить только местными комиссиями. 11. Местные комиссии назначаются немедленно после аварии руководителями генеральных подрядных организаций, а также действующих предприятий, организаций, учреждений, совмещающих функции заказчика и подрядчика или эксплуатирующих здания, сооружения. В состав местных комиссий включаются представители генподрядной и субподрядных организаций проектной организации, разработавшей проект заказчика или эксплуатационной организации. Председатель местной комиссии назначается руководителем предприятия, учреждения, организации или объединения, создавшего указанную комиссию. К работе в составе комиссии могут также привлекаться на договорной основе высококвалифицированные специалисты научно-исследова-тельских и проектных организаций. 12. Местная комиссия до начала работы технической комиссии должна: организовать оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших; произвести осмотр обрушившихся (поврежденных) конструкций и зафиксировать их положение (на фотографиях, фотопленках и т.д.); принять меры по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, обеспечению безопасного ведения работ при разборке или временном креплении (усилении) конструкций, ограничению доступа в зону аварии; опросить очевидцев аварии, установить вероятные причины ее возникновения. Для восстановления здания, сооружения производится разборка обрушившихся конструкций, освобождение проездов и неповрежденного технологического оборудования, разобранные конструкции сохраняются для дальнейшего их обследования технической комиссией. 13. Местная комиссия составляет акт предварительного расследования аварии по форме согласно приложению N 1, который передается руководителю предприятия, учреждения, организации, объединения, назначившего комиссию, а в дальнейшем также председателю технической комиссии. В случаях, когда расследование производится только местной комиссией, организация работы комиссии и оформление документов осуществляется в порядке, предусмотренном для технической комиссии. 14. Технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются в срок более трех суток с момента аварии. При авариях первой категории, технические комиссии назначаются: министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам им подведомственным; соответствующими органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов республиканского, краевого, областного подчинения по всем другим объектам независимо от источников их финансирования и форм собственности. При авариях второй категории технические комиссии назначаются министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам им подведомственным; соответствующими органами исполнительной власти городов и районов по всем другим строящимся и эксплуатируемым объектам независимо от их источников финансирования и форм собственности. 15. В состав технических комиссий при расследовании аварий первой категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств предприятий, учреждений, организаций и объединений на объектах, которых произошла авария органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, генеральной проектной организации, субподрядных строительно-монтажных и проектных организаций, заказчика (инвестора) при необходимости предприятий, поставщиков строительных изделий конструкции и оборудования, а также специалисты органов МЧС по согласованию с ними. 16. В состав технических комиссий при расследовании аварии второй категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, проектной организации, соответствующих субподрядных строительно-монтажных организаций заказчика (инвестора) при необходимости - предприятий-поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования. 17. Председатель технической комиссии по расследованию причин аварии назначается органом, создавшим комиссию. Этим же органом устанавливается срок проведения указанного расследования. 18. Техническая комиссия в процессе расследования причин аварии проводит осмотр здания, сооружения, на котором произошла авария; анализирует представленные материалы и акт местной комиссии; устанавливает на основе произведенного анализа причины, вызвавшие аварию; подготавливает рекомендации по ликвидации последствий аварии. Техническая комиссия выполняет другие работы, необходимость в проведении которых выявляется в ходе расследования аварии. По результатам работы технической комиссии составляется акт расследования причин аварии по форме согласно приложению N 2. 19. Техническая комиссия имеет право организовывать рабочие подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов и по согласованию с органом, назначившим комиссию привлекать к работе комиссии на договорной основе экспертов и представителей местных организаций и учреждений (проектных научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и т.д.). IV. Утверждение материалов и контроль за порядком расследования причин аварий 20. Акты расследования причин аварий техническими комиссиями в двухнедельный срок подлежат утверждению органами, назначившими комиссии. Утвержденный акт технической комиссии направляется в 5-дневный срок в территориальный орган исполнительной власти, в вышестоящий по подчиненности орган по подчиненности орган, соответствующий орган Госархстройнадзора России республики, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а по авариям первой категории - в орган прокуратуры по месту, где произошла авария. Указанные органы Госархстройнадзора в трехдневный срок направляют акт технической комиссии и все материалы расследования в Главную инспекцию Госархстройнадзора России. По решению органа, назначившего комиссию, акт технической комиссии может направляться также в другие организации и учреждения. 21. Органы Госархстройнадзора России, республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют надзор за соблюдением установленного порядка расследования причин аварии, произошедших на соответствующих территориях, ведут учет аварий по форме согласно приложению N 3, осуществляют анализ и разрабатывают мероприятия по их предупреждению в установленном порядке, направляют донесения и материалы расследования аварии в Главную инспекцию. 22. Главная инспекция Госархстройнадзора России осуществляет общий надзор за соблюдением настоящего Положения, организует и осуществляет учет и анализ причин аварии произошедших на территории Российской Федерации, на основе которого подготавливает необходимую оперативную информацию и ежегодные технические обзоры причин аварии, рекомендуемые для выполнения участниками строительства и органами управления, при необходимости готовит предложения о внесении изменений в нормативную и проектную документацию. Категория: строительные нормы деревянный дом ВСН снипПоделитесь этой записью или добавьте в закладки |
|