СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ СВОД ПРАВИЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА В СОСТАВЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ CODE PRACTICE ON COST ESTIMATION OF CONSTRUCTION DURING ELABORATION OF PRILIMINARY AND DETAIL DESIGN Дата введения 1995-04-01 1 0БЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий свод правил определяет основные цели, принципы и общую структуру Системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве (далее - Система), требования к сметным нормативным документам (далее - сметные нормативы), их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения. Правила и положения настоящего документа устанавливают принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе определения стоимости строительной продукции Они применяются предприятиями, организациями и объединениями независимо от форм собственности и принадлежности Система включает в себя сметные нормы и правила, необходимые для определения сметной стоимости строительства и утверждаемые Минстроем России, министерствами и ведомствами России а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие документы СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве Основные положения», РДС 10-201-94 «Порядок подготовки проектов нормативных документов в Минстрое России», РДС 10-202-94 «Порядок регистрации нормативных документов», РДС 10-203-94 «Порядок издания и распространения нормативных документов», Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений. 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящем своде правил применены термины в соответствии с приложением А (обязательным) «Термины системы нормативных документов в строительстве и их определения» СНиП 10-01-94 и приложением А к настоящему СП. 4 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОБЩАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 4.1 Основные принципы определения стоимости строительства в условиях развития рыночных отношений 4.1.1 В соответствии с общей экономической и единой ценовой политикой Российской Федерации, ценовых соотношений, отражающих спрос и предложения на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве является определение объективной стоимости строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения), в том числе свободных (договорных) цен на строительную продукцию. 4.1.2 Оценка строительной продукции в условиях рынка осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений С этой целью при подготовке предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются: • в процессе разработки предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов - инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек, стартовые цены), • в процессе заключения договора, в том числе при подрядных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной документации, - расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика. Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами. выбор которых производится в каждом конкретном случае в зависимости от условий строительства и ремонта, складывающихся договорных отношений и общей экономической ситуации. 4.1 .3 Стоимость строительства новых, расширения, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта действующих предприятий, зданий и сооружений - это денежные средства, которые требуются для его осуществления и определяются в составе предпроектных проработок (обосновании инвестиций). Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений - это денежные средства, сумма которых определяется на основе проектных материалов. Сметная стоимость является исходной основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным документом. Исходя из сметной стоимости, принятых свободных (договорных) цен на строительную продукцию ведутся учет и отчетность и про изводится оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков, а также формируется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям. 4.1.4 Основанием для определения сметной стоимости строительства являются: • проект и рабочая документация (РД), в составе которых принимаются параметры зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, в том числе чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства. принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к указанным материалам; • действующие (в первую очередь ресурсные) сметные нормативы, отпускные цены на оборудование, мебель и инвентарь. 4.1.5 В соответствии с технологической структурой капитальных вложений и сложившейся деятельностью организаций строительного комплекса сметная стоимость подразделяется по следующим элементам: • строительные работы; • работы по монтажу оборудования (монтажные работы); • затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; • прочие затраты. 4.2 Сметные нормативы и сметно-нормативная (нормативно-информационная) база 4.2.1 Сметные нормативы в соответствии со СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения подразделяются на следующие виды: • государственные федеральные; • производственно-отраслевые; • территориальные; • фирменные (собственная нормативная база пользователя). В совокупности с правилами применения сметных нормативов и определения стоимости строительства все сметные нормативы образуют Систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Все вместе государственные федеральные, производственно-отраслевые, территориальные и фирменные сметные нормативы образуют сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу Системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, приведенную в приложении Б к настоящему СП. В эту Систему не входят свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги. 4.2.2 К государственным федеральным сметным нормативам (ГФСН) относятся сметные нормативы, входящие в состав свода правил (СП) и вводимые в действие Минстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации. К этим нормативам относятся также сборники ресурсных сметных нормативов (РСН), введенных в действие Минстроем России до 01.01.95 (см. приложение Г к настоящему СП). Номенклатура государственных федеральных элементных сметных нормативов, подлежащих введению в действие после 01.01.95, приведена в разделе 1 приложения В к настоящему СП. К производственно-отраслевым сметным нормативам (ПОСН) относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого а пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах, объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они разработаны. Нормативы, подлежащие применению организациями нескольких министерств и органов государственного управления, утверждаются по согласованию с Минстроем России. Номенклатура производственно-отраслевых элементных сметных нормативов, подлежащих введению в действие после 01 01 95. приведена в разделах 2 и 3 приложения В к настоящему СП. Указанные нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их. К территориальным сметным нормативам (ТСН) относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона. Эти нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их. К фирменным сметным нормативам (ФСК) или собственной нормативной базе пользователя относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного федерального, производственно-отраслевого или территориального уровня. 4.2.3 Все сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные (см. приложение Б) 4.2.4 Сметные нормативы должны отвечать требованиям, имеющим прямое отношение к определению стоимости строительства Они должны: • соответствовать основным задачам системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, обеспечивая определение стоимости на различных стадиях проектирования и для различных видов проектно-сметной документации; • быть технически и экономически обоснованными (в них должна быть исключена возможность повторного учета соответствующих затрат), обеспечивая оптимальный расход различных ресурсов, рациональное использование окружающей природной среды, правильное и достоверное определение стоимости строительства; • учитывать достижения строительной техники и передовых технологий строительного производства, стимулируя научно-технический прогресс в строительстве; • обладать максимальной простотой и удобством в применении, давать возможность широкого использования компьютеров и других средств автоматизации, а также сокращения объема сметной документации. 4.2.5 Действие сметных нормативов сохраняется до момента их замены новыми. Номенклатура действующих сметных нормативов постоянно обновляется: устаревшие нормативы заменяются новыми, более прогрессивными. 4.3 Содержание, построение, изложение и оформление сметных нормативов. Их регистрация, издание и распространение 4.3.1 Содержание, построение, изложение и оформление сметных нормативов должны соответствовать требованиям раздела 6 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» с учетом положений, содержащихся в настоящем разделе. Сметные нормативы должны содержать в необходимом объеме экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы - достоверное определение стоимости строительной продукции, и обеспечивающие решение конкретной задачи сборника нормативов в соответствии с областью его применения. 4.3.2 Сметным нормативам, вводимым в действие после 01.01.95, присваиваются следующие обозначения: по уровню применения: государственные федеральные ГФСН 81; производственно-отраслевые ПОСН 81; территориальные ТСН 81; фирменные ФСН 81; по структуре и степени укрупнения: элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов шифр 1; элементные сметные нормы и расценки на строительные работы шифр 2:; ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы шифр 3; сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные работы шифр 4; сметные нормативы, выраженные в процентах шифр 5; укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС) шифр 6; укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР и сборник УПБС ВР) шифр 7; укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства шифр 8; укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС), укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ, прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС), укрупненные расценки (УР) шифр 9; по номеру сборника - порядковый номер сборника. 4.3.3 Полный шифр государственных федеральных сметных нормативов состоит из букв «ГФСН», шифра «81», означающего принадлежность к сметным нормативам. шифра от «1» до «9», означающего его структуру и степень укрупнения, порядкового но мера сборника, а две последние цифры - год утверждения данного вида норматива. Например, «ГФСН 81 -2-12-96» означает, что это государственный федеральный сметный норматив ГФСН 81 на строительные работы (12 - соответствующий их вид, приводимый в названии сборника), введен в действие в 1996 г. Аналогично производится шифровка производственно-отраслевых сметных нормативов (с шифром «ПОСН 81» и с добавлением наименования отрасли или вида строительства), территориальных сметных нормативов (с шифром « 81» и с добавлением наименования территории) и фирменных сметных нормативов (с шифром «ФСН 81» и с добавлением наименования фирмы). 4.3.4 После принятия сметные нормативы подлежат регистрации. Государственные федеральные сметные нормативы ГФСН 81 - регистрируются в соответствии с «Порядком регистрации нормативных документов» (РДС 10-202-94) и с учетом нижеследующих положений. Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН 81-...), производственно-отраслевые (ПОСН 81-...) и территориальные (ТСН 81-...) сметные нормативы регистрируются в Главценообразовании Минстроя России. Производственно-отраслевые сметные нормативы регистрируются также в соответствующем министерстве или другом органе федерального управления. Территориальные сметные нормативы регистрируются также в соответствующем региональном центре по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). При регистрации всем указанным сметным нормативам присваивается обозначение - шифр в соответствии с п. 4.3.3 настоящего СП. Внутренняя нумерация (шифр) сметных нормативов в каждом из сборников сметных нормативов дается в технических частях к сборникам этих нормативов. Эта нумерация осуществляется таким образом, что после номера сборника (одна или две цифры) через дефис, как правило, указывается номер конкретного норматива (одна - три, иногда четыре цифры). При составлении сметной документации, как правило, должна даваться ссылка на шифр соответствующего сметного норматива. 4.3.5 После принятия и регистрации сметные нормативы подлежат изданию и распространению. Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН 81-...) издаются и распространяются в соответствии с «Порядком издания и распространения нормативных документов» (РДС 10-203-94). Производственно-отраслевые ( ПОСН 81 -... ) и территориальные (ТСН 81-...) сметные нормативы издаются и распространяются в аналогичном порядке. Право издания и переиздания сметных нормативов принадлежит органу, который ввел их в действие. Минстрой России имеет исключительное право на издание государственных федеральных сметных нормативов. Изданию и распространению подлежат сметные нормативы, зарегистрированные в установленном порядке. Сметные нормативы издаются в виде сборников. При этом следует: делать общую обложку сборника, а отдельные документы включать в сборник без обложек, заменяя их титульными листами; помещать на обложке сборника обозначения всех вошедших в него отдельных документов; помещать в начале сборника его содержание; проставлять внизу сквозную нумерацию страниц сборника. При переиздании сметного норматива должны быть учтены все утвержденные к нему изменения. К обозначению (шифру) переизданного с изменениями документа добавляется звездочка (*). Звездочкой также должны обозначаться измененные пункты в соответствующем сборнике. 4.4 Разработка, принятие и введение в действие сметных нормативов 4.4.1 Исходными данными для разработки сметных нормативов являются: • наиболее рациональные технические решения в проектных материалах; • технология строительного производства и строительные машины, отвечающие последним достижениям научно-технического прогресса; • действующие стандарты на материалы, изделия и конструкции, а также оборудование; • действующие нормы и положения по оплате труда рабочих в строительстве; • действующие нормы амортизационных отчислений. При разработке сметных нормативов должна быть исключена возможность повторного учета затрат, содержащихся в отдельных нормативах. 4.4.2 Разработка, согласование и введение в действие сметных нормативов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», и в соответствии с "Порядком подготовки проектов нормативных документов в Минстрое России» (РДС 10-201-94) с учетом положений, изложенных в пп. 4.4.3—4.4.7. 4.4.3 Разработка новых и переработка ранее действовавших сметных нормативов осуществляются по соответствующим перечням проектно-изыскательских работ и различным планам нормативных работ на основе методических документов, утверждаемых Минстроем России. Рассмотрение проектов сметных нормативов и подготовка к введению в действие производятся с участием ответственных представителей организаций - разработчиков этих нормативов. 4.4.4 Проекты сметных нормативов, подлежащих введению в действие Минстроем России или согласованию с ним, рассматриваются и подготавливаются Главценообразованием Минстроя России. Проекты производственно-отраслевых и территориальных сметных нормативов рассматриваются в порядке, установленном органом. по решению которого они вводятся а действие. 4.4.5 Информация о введенных в действие Минстроем России сметных нормативах и о внесенных в них изменениях, а также о дополнениях к сборникам сметных нормативов осуществляется Минстроем России путем ежегодной публикации Перечня нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации. Текущая информация помещается в периодической печати. Министерства и другие органы федерального управления, региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) представляют ежегодно в январе в Минстрой России (Главценообразования) перечни действующих сметных нормативов. согласованных с Минстроем России, и изменений и дополнений к ним для включения в указанный в настоящем пункте Перечень. 4.4.6 Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) сметных нормативов и органы, которые ввели в действие соответствующие сметные нормативы, должны систематически проверять действующие нормативы для определения их научно-технического уровня и подготавливать предложения по их обновлению. Обновление действующих сметных нормативов осуществляется путем пересмотра нормативов в целом или внесения отдельных изменений (например: применения к ним коэффициентов) в соответствии с планами пересмотра. Как правило, это делается путем разработки изменения сметных нормативов или дополнений к сборникам сметных нормативов, введение в действие которых производится в порядке, установленном для введения в действие новых сметных нормативов. Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за применением и соблюдением требований сметных нормативов. Каждому изменению, вносимому в соответствующий сборник сметных нормативов. присваивается порядковый регистрационный номер. Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак: "Выпуск (далее проставляется порядковый номер)». Регистрация и нумерация изменений и дополнений осуществляются в том же порядке, что и при первоначальном введении в действие сборников сметных нормативов. 4.4.7 Ведущие организации, разработавшие сметные нормативы, министерства и организации, представившие их для введения в действие, а также органы, которые вводят их в действие, несут установленную законодательством ответственность за: отражение в сметных нормативах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов: правильность исходных данных, положенных в основу разрабатываемых сметных нормативов, и их техническую и экономическую обоснованность; соответствие сметных нормативов действующему законодательству, государственным стандартам; соответствие сметных нормативов положениям настоящей главы СП, правильность текстового и цифрового материала, а также действующей терминологии; своевременное представление обоснованных предложений о внесении изменений в сметные нормативы или о необходимости разработки дополнений к действующим сборникам сметных нормативов; представление проектов сметных нормативов для введения их в действие в установленные планом сроки. Организации, учреждения и предприятия и их должностные лица несут ответственность за несоблюдение требований сметных нормативов, в том числе за неправильное применение этих нормативов в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.5 Основы применения сметных нормативов 4.5.1 Главная функция сметных норм — определить нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах. изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР). 4.5.2 Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненность, загазованность, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность. высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффициенты. приводимые в общих положениях к сборникам нормативов. Коэффициенты к нормативным показателям, приведенные в отдельных сборниках, разделах и параграфах сметных норм, не разрешается применять для норм. входящих в другие сборники, разделы и параграфы сметных норм, если это условие не оговорено. 4.5.3 Параметры отдельных величин (длина, диаметр, площадь и т.п.). приведенные в таблицах сметных норм с характеристикой «до», следует считать включая указанный предел. 4.5.4 Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в техни |