Предисловие РАЗРАБОТАНА Ленинградским отраслевым научно-исследовательским институтом связи (ЛОНИИС). Настоящая Инструкция не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения Госкомсвязи России. Содержание
Настоящая Инструкция устанавливает правила и методы технической эксплуатации вновь вводимых в действие аккумуляторных установок, составленных из современных стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов, в составе ЭПУ на объектах Взаимоувязанной Сети Связи России. Техническая эксплуатация аккумуляторных установок, составленных из широко распространенных ранее аккумуляторов типов С и СК, а также СН, проводится согласно «Инструкции по техническому обслуживанию и настройке электроустановок на городских телефонных сетях. Часть 1. Эксплуатация оборудования электропитающих установок», М., «Радио и связь», 1985г. Требования настоящей Инструкции рекомендованы для всех предприятий и организаций отрасли «Связь» (независимо от форм собственности), занимающихся проектированием, монтажом и технической эксплуатацией установок стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов.
В настоящей Инструкции приведены ссылки на следующую нормативно-техническую документацию:
Гл. 486: Аккумуляторы и аккумуляторные батареи;
Принятые в настоящей Инструкции термины в основном соответствуют терминологии главы 486 Международного электротехнического словаря МЭК 50 (486)-1991 «Аккумуляторы и аккумуляторные батареи»: 3.1. Аккумулятор (элемент) (cell, secondary cell) - совокупность электродов и электролита, образующая основу устройства аккумуляторной батареи. 3.2. Аккумуляторная батарея (secondary battery) - два или более аккумуляторов (элементов), соединенных между собой и используемых в качестве источника электрической энергии. 3.3. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея (lead-acid battery) - аккумуляторная батарея, в которой электроды изготовлены главным образом из свинца, а электролит представляет собой раствор серной кислоты. 3.4. Заряд батареи (charge of a battery) - операция, в процессе которой батарея получает от внешней цепи электрическую энергию, которая преобразуется в химическую. 3.5. Разряд батареи (discharge of a battery) - операция, в процессе которой батарея отдает ток во внешнюю цепь в результате превращения химической энергии в электрическую. 3.6. Открытый аккумулятор (vented cell) - аккумулятор, имеющий крышку с отверстием, через которое могут удаляться газообразные продукты. Отверстие может быть снабжено системой вентиляции. 3.7. Закрытый аккумулятор (valve-regulated sealed cell) - аккумулятор, который закрыт в обычных условиях, но имеет устройство, позволяющее выделяться газу, когда внутреннее давление превышает установленное значение. Обычно дополнительная заливка электролита в такой аккумулятор невозможна. 3.8. Сухозаряженная батарея (dry charged battery) - аккумуляторная батарея, хранящаяся без электролита, пластины (электроды) которой находятся в сухом заряженном состоянии. 3.9. Пластина Планте (Plante plate) - пластина очень большой эффективной поверхности, обычно изготавливаемая из свинца, активная масса которой формируется в тонких слоях свинца путем электрохимического окисления. 3.10. Намазная (пастированная) пластина (pasted plate) - пластина, содержащая токопроводящую решетку, которая служит основой для активной массы. 3.11. Трубчатая (панцирная) пластина (tubular plate) - положительная пластина, которая состоит из комплекта пористых трубок, заполненных активной массой. 3.12. Вентиляционная пробка (vent plug (of a cell or battery)) - деталь, закрывающая заливочное отверстие, которое также используется для удаления газа. 3.13. Предохранительный клапан (vent valve) - деталь вентиляционной пробки, которая позволяет выходить газу в случае избыточного внутреннего давления, но не допускает поступления воздуха в аккумулятор. 3.14. Батарейный поддон (battery tray) - контейнер со сплошными стенками для размещения нескольких аккумуляторов или батарей. 3.15. Емкость батареи (battery capacity) - количество электричества или электрический заряд, которое (ый) полностью заряженная батарея может отдать в заданных условиях. Единицей СИ для электрического заряда является кулон (1Кл = 1А⋅с ), но на практике емкость обычно выражается в ампер-часах (А⋅ч). 3.16. Конечное напряжение разряда (final voltage, cut-off voltage, end voltage) - заданное напряжение, при котором разряд батареи считается законченным.
3.18. Режим разряда (discharge rate) - ток, при котором батарея разряжается. 3.19. Номинальная емкость (nominal capacity) - соответствующее приближенное количество электричества, используемое для идентификации емкости аккумулятора или батареи. Эта величина обычно выражается в ампер-часах. 3.20. Срок службы (service life) - период полезной работы батареи в заданных условиях. 3.21. Газовыделение (gassing) - газообразование в процессе электролиза электролита. 3.22. Кажущееся внутреннее сопротивление (apparent internal resistance) - отношение изменения напряжения вторичного химического источника тока к соответствующему изменению тока в заданных условиях.
3.27. Перезаряд (элемента или батареи) (overcharge (of a cell or battery)) - продолжение заряда после достижения полного заряда вторичного химического источника тока. 3.28. Заряд при постоянном значении тока (constant current charge) - заряд, в процессе которого поддерживается постоянное значение тока. 3.29. Заряд при постоянном значении напряжения (constant voltage charge) - заряд, в процессе которого поддерживается постоянное значение напряжения на выводах батареи.
3.32. Уравнительный заряд (equalizing charge) - продолжительный заряд, обеспечивающий полный заряд всех аккумуляторов в батарее. 3.33. Двухступенчатый заряд, двухрежимный заряд (two-step charge, two-rate charge) - заряд, который начинаЕтся при заданном токе, а с определенного момента продолжается при меньшем токе. 3.34. Начальный заряд (initial charge) - подготовительный заряд с целью приведения батареи в состояние полной заряженности. 3.35. Буферная батарея (buffer battery) - батарея, соединенная параллельно с источником постоянного тока, чтобы уменьшить влияние колебаний мощности источника. 3.36. Флотирующая батарея (floating battery) - батарея, выводы которой постоянно соединены с источником постоянного напряжения, чтобы поддерживать батарею в состоянии почти полной заряженности, предназначенная для питания цепи при временном отключении ее обычного снабжения. 4. Общие положения Правила и методы настоящей Инструкции обосновываются особенностями конструкции, технических характеристик и применения современных типов стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов. 4.1. Общие сведения о новых типах стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов
Отсюда, преимущество при использовании для коротких режимов разряда (менее 3-часового) имеют аккумуляторы большой поверхности, а затем намазные. Аккумуляторы с панцирными положительными электродами наименее пригодны для коротких режимов разряда, хотя, если иметь в виду их преимущество по другим критериям выбора, эти аккумуляторы также нередко применяют в этих условиях, но с большим значением емкости для обеспечения заданной продолжительности аккумуляторного резерва.
Аккумуляторы с короткими сроками службы, как правило, дешевые и предъявляют пониженные требования к условиям эксплуатации, к характеристикам зарядных устройств и предназначены, в основном, для использования в качестве резервных источников тока в установках бесперебойного питания переменным током (UPS) малой мощности, на врeменных объектах связи, на объектах, где отсутствуют нормальные условия для эксплуатации батарей и для обеспечения необходимой надежности системы электропитания периодическая замена батарей более целесообразна.
4.1.17. Крышки аккумуляторов и моноблоков изготавливают из тех же типов пластмассы. Соединения баков с крышками в моноблоках и аккумуляторах малой емкости, как правило, осуществляются термосваркой. В аккумуляторах большой емкости соединения бака с крышкой выполняют в основном с помощью клея с выдержкой под весовой нагрузкой. Уплотнение крышки с выводами (борнами) блоков электродов обеспечивается в основном с помощью уплотнительных колец и термоусадочных трубок. В герметизированных аккумуляторах для герметизации соединения крышки с борнами дополнительно применяют клеевой компаунд. 4.1.18. Качество сборки, а также укупорка соединения крышки с транспортировочной пробкой (для аккумуляторов открытых типов) или предохранительным клапаном (для герметизированных аккумуляторов) должны обеспечивать герметизацию аккумуляторов при избыточном или пониженном на 20кПа (150 мм рт. ст.) атмосферном давлении и исключать попадание внутрь атмосферного кислорода и влаги, способных ускорять сульфатацию электродов и коррозию токосборов и борнов у сухозаряженных аккумуляторов, а также исключать выход изнутри кислоты и аэрозолей при эксплуатации аккумуляторов. Для герметизированных аккумуляторов, кроме того, качество укупорки должно обеспечивать нормальные условия рекомбинации кислорода и исключать выход газа при заданных изготовителем эксплуатационных режимах работы. 4.1.19. Полюсные выводы (борны), как правило, имеют вкладыши из меди или латуни для уменьшения внутреннего сопротивления аккумулятора и для усиления механической прочности пакета электродов. Конструкция выводов аккумуляторов малой емкости предусматривает болтовое (резьбовое) соединение элементов в батарею. Аккумуляторы емкостью до 3000 А⋅ч выпускаются как для болтового так и для сварного соединения, а аккумуляторы большей емкости - преимущественно для соединения сваркой. Для болтового соединения элементов используются как гибкие кабельные так и жесткие шинные перемычки. Технической документацией изготовителя допустимое падение напряжения на соединении нормируется при одном из коротких режимов разряда (обычно при одночасовом) и по нему можно оценивать качество конструкции аккумуляторов. 4.1.20. При повышенной изолирующей способности баков современных типов аккумуляторов не предусматривается установка под их опорную поверхность специальных изоляторов, однако для обеспечения требуемого сопротивления изоляции батареи необходимо использовать изолирующее покрытие стеллажей, шкафов и аккумуляторных отсеков и установку стеллажей на диэлектрические изоляторы.
4.2. Электрические характеристики стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов 4.2.1. Емкость. 4.2.1.1. Основным параметром, характеризующим качество аккумулятора при заданных массо-габаритных показателях, является его электрическая емкость, определяемая по числу ампер-часов электричества, получаемого при разряде аккумулятора определенным током до заданного конечного напряжения. По классификации ГОСТ Р МЭК 896-1-95 номинальная емкость аккумулятора (С10) определяется по времени его разряда током десятичасового режима разряда до конечного напряжения 1,8В/эл при средней температуре электролита при разряде 20°С. Если средняя температура электролита при разряде отличается от 20°С, полученное значение фактической емкости (Сф) приводят к температуре 20°С, используя формулу: , где: z - температурный коэффициент емкости, равный 0,006 1/°C для режимов разряда более часа и 0,01 1/°C - для режимов разряда, равных одному часу и менее; t - фактическое значение средней температуры электролита при разряде, °С. 4.2.1.2. Согласно ГОСТ Р МЭК 896 -1-95 при оценке емкости батареи среднюю температуру определяют по температуре контрольных элементов, выбираемых из расчета один контрольный элемент из шести, а конечное напряжение разряда батареи рассчитывают по числу n элементов в батарее - Uкон.эл × n.
Таблица 4.1
4.2.2. Пригодность к буферной работе. 4.2.2.1. Другим параметром, характеризующим стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы, является их пригодность к буферной работе. Это означает, что предварительно заряженная батарея, подключенная параллельно с нагрузкой к выпрямительным устройствам, должна сохранять свою емкость при указанных изготовителем напряжении подзаряда и заданной его нестабильности. Обычно напряжение подзаряда Uпз указывается для каждого типа аккумулятора и находится в пределах 2,18 - 2,27В/эл (при 20 °С). 4.2.2.2. Нестабильность подзарядного напряжения для основных типов аккумуляторов не должна превышать 1%, что накладывает определенные требования на выбор выпрямительных устройств при проектировании электропитающих установок электросвязи. 4.2.2.3. На срок службы аккумуляторов влияет также величина переменной составляющей их зарядного (подзарядного) тока. Особенно это существенно при использовании для резерва электропитания оборудования современных электронных средств коммутации батарей герметизированных аккумуляторов. Выпрямительные устройства в составе ЭПУ, применяемые для заряда и подзаряда герметизированных аккумуляторов, должны обеспечивать полный размах изменения напряжения системы «ЭПУ - питаемое оборудование» (при отключенной батарее), включая допустимую нестабильность, не превышающий ± 2,5 % рекомендованного изготовителем значения напряжения подзаряда. При этом ни при каких обстоятельствах во время заряда и подзаряда герметизированных аккумуляторов не допускается реверсирование направления прохождения тока через батарею. 4.2.3. Разброс напряжения элементов 4.2.3.1. Важным параметром, определяемым технологией изготовления аккумуляторов, является разброс напряжения отдельных элементов в составе батареи при заряде, подзаряде или разряде, который для открытых типов аккумуляторов задается изготовителем, как правило, в пределах ± 2% от среднего значения. При коротких режимах разряда (1-часовом и более коротких) этот разброс напряжений не должен превышать ± 5%. Обычно для аккумуляторов с содержанием сурьмы в основе положительных электродов более 2% разброс напряжений отдельных элементов в батарее значительно ниже вышеуказанного и не приводит к осложнениям в процессе эксплуатации аккумуляторных установок.
Отсутствие тенденции к снижению величины разброса напряжения отдельных элементов в течение первого года после ввода аккумуляторной батареи в действие или увеличение разброса напряжения при последующей эксплуатации батареи свидетельствуют о ее дефектах или о нарушении условий эксплуатации. Особенно опасно длительное повышение напряжения на отдельных элементах в составе батареи, превышающее 2,4 В/элемент, т.к. это может привести к повышенному расходу воды в отдельных элементах при заряде или подзаряде батареи и к сокращению срока ее службы или повышению трудоемкости обслуживания (более частые доливки воды - для аккумуляторов открытых типов). Кроме того, значительный разброс напряжения элементов в батарее может привести к потере ее емкости вследствие чрезмерно глубокого разряда отдельных элементов при разряде батареи. 4.2.4. Саморазряд. 4.2.4.1. Качество технологии изготовления аккумуляторов оценивается также и по такой их характеристике как саморазряд. Саморазряд (по определению ГОСТ Р МЭК 896-1-95 - сохранность заряда) определяется как процентная доля потери емкости бездействующим аккумулятором (при разомкнутой внешней цепи) при хранении в течение заданного промежутка времени при температуре 20°С. Этот параметр определяет продолжительность хранения батареи в промежутках между очередными зарядами, а также величину подзарядного тока заряженной батареи. 4.2.4.2. Величина саморазряда в сильной степени зависит от температуры электролита, поэтому для уменьшения подзарядного тока батареи в буферном режиме ее работы или для увеличения времени хранения батареи в бездействии целесообразно выбирать помещения с более низкой средней температурой.
4.2.5. Внутреннее сопротивление и ток короткого замыкания. 4.2.5.1. Для расчета цепей автоматики и защиты аккумуляторных батарей ГОСТ Р МЭК 896-1-95 регламентирует такие характеристики аккумуляторов как их внутреннее сопротивление и ток короткого замыкания. Эти параметры определяются расчетным путем по установившимся значениям напряжения при разряде их токами достаточно большой величины (обычно равными 4С10 и 20С10) и должны приводиться в технической документации производителя. По этим данным может быть рассчитан такой выходной динамический параметр ЭПУ, как нестабильность выходного напряжения при скачкообразных изменениях тока нагрузки, включая режимы короткого замыкания в цепях нагрузки, поскольку в буферных ЭПУ выходное сопротивление установки в основном определяется внутренним сопротивлением аккумуляторной батареи.
5.1. Настоящие требования разработаны с учетом положений действующих Правил устройства электроустановок (Гл. 4.4), Правил эксплуатации электроустановок потребителей (Гл. 2.10), СНиП 2.04.05-91 (п.4.14 и Приложение 17), а также германского стандарта DIN VDE 0510 Часть 2. 5.2. Для размещения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей могут использоваться следующие места: а) выделенные специальные помещения в пределах здания объекта связи; б) выделенные участки помещения для размещения оборудования связи; в) батарейные шкафы и контейнеры, размещаемые как внутри зданий, так и вне их; г) батарейные отсеки в составе оборудования связи. 5.3. Независимо от места размещения аккумуляторных батарей должны выполняться следующие общие требования. 5.3.1. Элементы батареи должны быть доступны для их текущего обслуживания и измерений. 5.3.2. Элементы батареи должны быть защищены от падения на них посторонних предметов, попадания жидкостей и загрязняющих веществ. 5.3.3. Батареи должны быть защищены от воздействия недопустимо низкой и высокой температуры окружающей среды, разница температуры элементов в составе батареи при эксплуатации не должна превышать 10°С. Внимание: Пониженная температура электролита в элементах снижает действующую емкость батареи при разряде и снижает способность восстановления емкости батареи при заряде. Слишком высокая температура электролита может повредить элементы. Длительная неоднородность температуры электролита в разных элементах ведет к ускоренной безвозвратной потере емкости батареи и к снижению ее срока службы. 5.3.4. При размещении батареи должны исключаться механические нагрузки на элементы, превышающие заданные значения для данного типа аккумуляторов согласно технической документации изготовителя. 5.3.5. Аккумуляторные батареи не следует размещать вблизи источников вибрации и тряски. 5.4. При размещении батареи в специально выделенном аккумуляторном помещении должны соблюдаться следующие требования. 5.4.1. Батарея должно быть расположена возможно ближе к зарядным устройствам и распределительному щиту постоянного тока. 5.4.2. Помещение должно быть изолировано от попаданий в него пыли, испарений и газа, а также от проникновения воды через перекрытие. 5.4.3. В аккумуляторном помещении должна исключаться повышенная влажность, приводящая к выпадению росы при снижении температуры воздуха до 10°С. 5.4.4. Высота проходов для обслуживания батареи в помещении должна быть не менее 2 м. 5.4.5. Для снижения ущерба, вызванного возможной утечкой электролита при эксплуатации батареи, стеллажи для размещения батареи и пол помещения должны иметь кислотостойкое покрытие; должно исключаться возможное проникновение вылившегося электролита в соседние помещения. 5.4.6. Стены и Потолок помещения должны быть окрашены кислотостойкой краской. 5.4.7. Все электрические цепи в помещении должны иметь кислотостойкую оболочку. 5.4.8. Для освещения помещения должны использоваться лампы накаливания, установленные во взрывозащищенную арматуру. Одна из ламп должна быть подключена к системе аварийного освещения. 5.4.9. Для исключения электростатических зарядов обслуживающего персонала покрытие пола должно обеспечивать сопротивление току утечки на землю не более 100МОм. 5.4.10. Для вентиляции помещений аккумуляторных батарей должна быть выполнена естественная вытяжная вентиляция, которая должна обеспечивать не менее чем однократный обмен воздуха в час. Дополнительная вентиляция помещения должна быть выполнена в соответствии с требованиями к возможным режимам заряда батареи при эксплуатации с учетом особенностей данного типа аккумуляторов (см. Раздел 9). 5.4.11. Доступные для проникновения окна помещения должны быть оборудованы металлическими решетками или армированным сеткой стеклом; для окон необходимо применять матовое или покрытое белой клеевой краской стекло. 5.4.12. Помещение должно быть легко доступно для обслуживающего персонала. 5.4.13. В зданиях, оборудованных водопроводом, вблизи помещения аккумуляторной установки должны быть установлены водопроводный кран и раковина. При отсутствии в здании водопровода вблизи помещения аккумуляторной установки должен быть оборудован рукомойник. 5.4.14. Помещения аккумуляторных батарей допускается выполнять без естественного освещения. Допускается также размещение их в сухих подвальных помещениях. 5.4.15. Остальные требования должны соответствовать требованиям Главы 4.4 Правил устройства электроустановок. 5.5. При размещении аккумуляторных батарей на выделенных участках помещения для размещения оборудования связи должны соблюдаться следующие условия. 5.5.1. Батарея должна быть расположена возможно ближе к зарядным устройствам и распределительному щиту постоянного тока. 5.5.2. Выделенный участок помещения должен быть изолирован от попаданий в него пыли, испарений и газа, а также от проникновения воды через перекрытие. 5.5.3. Для снижения ущерба, вызванного возможной утечкой электролита при эксплуатации батареи, стеллажи для размещения батареи и пол выделенного участка помещения должны иметь кислотостойкое покрытие; должно исключаться возможное проникновение вылившегося электролита на соседние участки помещения. 5.5.4. При использовании аккумуляторов открытого типа стены и потолок помещения, двери и оконные рамы должны быть окрашены кислотостойкой краской. 5.5.5. Все электрические цепи , имеющие соединения с батареей, должны иметь кислотостойкую оболочку. 5.5.6. При использовании аккумуляторов открытого типа для освещения помещения должны использоваться лампы накаливания, установленные во взрывозащищенную арматуру. Одна из ламп должна быть подключена к системе аварийного освещения. 5.5.7. Для исключения электростатических зарядов обслуживающего персонала покрытие пола на участке размещения батареи должно обеспечивать сопротивление току утечки на землю не более 100МОм. 5.5.8. Для вентиляции помещения должна быть выполнена естественная вытяжная вентиляция, которая должна обеспечивать не менее чем однократный обмен воздуха в час. 5.5.9. Участок для размещения аккумуляторной батареи в помещении должен иметь ограждения, позволяющие доступ только для обслуживающего персонала. 5.5.10. В зданиях, оборудованных водопроводом, вблизи помещения , в котором установлена аккумуляторная батарея, должны быть установлены водопроводный кран и раковина. При отсутствии в здании водопровода вблизи помещения аккумуляторной установки должен быть оборудован рукомойник. 5.6. Установка свинцово-кислотных батарей в отдельных аккумуляторных помещениях должна предусматривать следующее. 5.6.1. Элементы или моноблоки, составляющие батарею, должны быть установлены на стеллажи компактно с соблюдением требований технических условий на стеллажи. 5.6.2. Элементы и моноблоки, баки которых изготовлены из пластмассы SAN (полистирол-акрило-нитрил) или ABC (акрилонитрил-бутадиен-стирол), могут устанавливаться на неметаллические стеллажи без изолирующих прокладок (поддонов). 5.6.3. Металлические стеллажи должны иметь изолирующее покрытие; в противном случае элементы и моноблоки должны устанавливаться на такие стеллажи с использованием поддонов или изолирующих прокладок. 5.6.4. Стеллажи должны быть изолированы от пола посредством изоляторов.
5.6.7. Зазор между токоведущими частями батареи, имеющими разность потенциалов более 24В, должен быть не менее 10мм, в противном случае должна использоваться соответствующая изоляция. 5.6.8. Проход между рядами батареи должен быть примерно равен полуторной глубине элементов, но не менее 0,8м при одностороннем обслуживании; при двухстороннем обслуживании величина прохода должна составлять не менее 1м. 5.6.9. Размещение батареи относительно отопительных приборов должно исключать местный нагрев элементов. 5.6.10. Подключение аккумуляторных батарей к электропитающей установке должно выполняться медными или алюминиевыми неизолированными шинами или кабелями с кислотостойкой изоляцией. 5.6.11. Соединения и ответвления шин и кабелей должны выполняться, как правило, с помощью болтов (за исключением мест присоединения шин и кабелей к элементам со сварным соединением). Места присоединения шин и кабелей к элементам с болтовым соединением должны облуживаться. 5.6.12. Электрические соединения от выводной плиты из аккумуляторного помещения до коммутационных аппаратов и распределительного щита постоянного тока должны выполняться кабелями или неизолированными шинами. 5.6.13. Неизолированные проводники должны быть дважды окрашены кислотостойкой краской по всей длине, за исключением мест соединения шин, присоединения к элементам и других соединений; неокрашенные места должны быть смазаны техническим вазелином. 5.6.14. Расстояние между соседними неизолированными шинами должно определяться расчетом на динамическую стойкость; указанное расстояние, а также расстояние от шин до частей помещения и других заземленных частей должно быть в свету не менее 50мм. 5.6.15. Шины должны прокладываться на изоляторах и закрепляться на них шинодержателями. 5.6.16. Пролет между опорными точками шин должен быть не более 2м. Изоляторы, их арматура, детали для крепления шин и поддерживающие конструкции должны быть электрически и механически стойкими против длительного воздействия паров электролита. Заземление поддерживающих конструкций не требуется. 5.7. Размещение аккумуляторных батарей в шкафах и отсеках с электрооборудованием должно выполняться с соблюдением следующих требований. 5.7.1. Батарейные шкафы и отсеки должны быть защищены от повреждения электролитом в случае его утечки кислотостойким покрытием. 5.7.2. Должен быть исключен дополнительный нагрев элементов батареи теплом, выделяемым смежным с местом размещения батареи оборудованием. 5.7.3. Батарейные шкафы и отсеки должны быть оборудованы вентиляционными отверстиями для удаления выделившихся из элементов батареи газов. Количество и площадь вентиляционных отверстий должны быть не менее рассчитанных (см. Раздел 6). 5.7.4. Максимальная мощность, потребляемая от ЭПУ батареей при заряде, (без применения принудительной приточно-вытяжной вентиляции), не должна превышать 3кВт. 5.8. Установка свинцово-кислотных батарей на выделенных участках помещений с электрооборудованием, в шкафах и отсеках должна выполняться с учетом следующих требований. 5.8.1. В качестве элементов для комплектования батареи должны использоваться герметизированные аккумуляторы и моноблоки. На выделенных участках помещения допускается использование открытых типов аккумуляторов и моноблоков номинальной емкостью не более 200А⋅ч с болтовым соединением. 5.8.2. Для восстановления емкости батареи должен использоваться только режим заряда по графику UI при стабилизации подзарядного напряжения. 5.8.3. Выпрямительные устройства, используемые для заряда, должны иметь защиту от повышения выходного напряжения, превышающего напряжение постоянного подзаряда батареи. Рекомендуется использование выпрямительных устройств, имеющих температурную компенсацию напряжения подзаряда батареи. 5.8.4. Элементы должны устанавливаться на полках шкафа или в отеках с учетом требований п.п. 5.6.6 и 5.6.7. 5.8.5. Для межрядных соединений и подключения батареи к электропитающей установке должны применяться кабели с кислотостойкой изоляцией, уложенные по стенкам шкафа (отсека) без образования петель. 5.9. Для предупреждения нежелательных последствий, вызванных неправомерными действиями обслуживающего персонала, и идентификации батарей в местах размещения аккумуляторных батарей должны быть вывешены соответствующие знаки и памятки. 5.9.1. На входной двери выделенного аккумуляторного помещения должны быть нанесена надпись «АККУМУЛЯТОРНАЯ» и вывешены запрещающие знаки безопасности 1.1, 1.2 и 1.3 по ГОСТ 12.4.026- 76 («ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫМ ОГНЕМ», «ЗАПРЕЩАЕТСЯ КУРИТЬ», «ВХОД ЗАПРЕЩЕН»). 5.9.2. На видном месте аккумуляторного помещения, шкафа или отсека должна быть вывешена памятка с указанием следующих данных:
5.9.3. На входной двери помещения, в котором выделен участок для размещения аккумуляторной батареи, а также установлены шкафы или отсеки с аккумуляторными батареями, должны быть вывешены запрещающие знаки безопасности 1.1 и 1.2 по ГОСТ 12.4.026-76 («ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫМ ОГНЕМ», «ЗАПРЕЩАЕТСЯ КУРИТЬ»). Эти же знаки должны быть продублированы на передних панелях шкафов (отсеков), где установлены аккумуляторные батареи. 5.9.4. В дополнение к данным, указанным в п. 5.9.2, в памятке рекомендуется приводить следующие сведения:
6.1.Необходимость применения вентиляции при эксплуатации установок свинцово-кислотных аккумуляторов обосновывается следующими положениями: а) вследствие электролитического разложения воды в аккумуляторах (особенно в конце заряда или при длительном перезаряде) батарея производит смесь газообразных продуктов, основу которых составляют водород и кислород; б) большое количество газов производится при напряжении заряда аккумуляторов, превышающем напряжение интенсивного газообразования; в) выделение газов из аккумуляторов может продолжаться также на протяжении часа после отключения зарядного тока; г) при электролизе воды количество электричества, равное 1А⋅ч, приводит к разложению 0,34г воды с образованием 0,42л водорода и 0,21л кислорода (при нормальном атмосферном давлении и температуре 0°С); д) при наличии источника воспламенения образовавшаяся водородно-воздушная смесь взрывается, если соотношение объема водорода в этой смеси превысит минимальный предел взрыва - 4%; е) взрыв водородно-воздушной смеси предотвращается при ее рассредоточении естественной или принудительной вентиляцией в объеме размещения батареи до концентрации, меньшей минимального предела взрыва; ж) указанное рассеивание не всегда может быть обеспечено вблизи вентиляционных отверстий или предохранительных клапанов аккумуляторов (на расстоянии до 0,5м). 6.2. Помещения, контейнеры или шкафы, в которых размещены аккумуляторные батареи при эксплуатации, можно рассматривать с учетом вышеизложенного достаточно вентилируемыми, если ежечасный объем сменяемого воздуха в помещении удовлетворяет следующему уравнению: , где: Q - объем сменяемого (циркулирующего) воздуха, м3/ч; v - коэффициент рассеивания водородно-воздушной смеси в объеме размещения батареи до концентрации, меньшей минимального предела взрыва, q - объем производимого водорода, 0,42*10-3 м3/А.ч; s - производственный запас, принимается равным 5 (для подземного размещения батареи принимается равным 10); n - число элементов (аккумуляторов) в батарее; I - ток, расходуемый при заряде на производство водорода, А. С учетом конкретных значений коэффициентов v, q и s уравнение принимает упрощенный вид м3 /ч. Значение тока I зависит от режима работы электропитающей установки и количества сурьмы в решетках положительных электродов аккумуляторов, примененных для комплектования батареи. Для аккумуляторов , положительные электроды которых содержат количество сурьмы, превышающее 3%, значения тока определяются по табл.6.1. Таблица 6.1
Примечание: для первого режима допустимы не чаще 1 раза в месяц заряды по графику IU до напряжения 2,35 В/эл. Для аккумуляторов, положительные электроды которых содержат менее 3% сурьмы, значения тока для режимов работы по п.п.1 и 2 табл.6.1 при расчете объема сменяемого воздуха в час уменьшаются в два раза. При комплектации батареи каталитическими пробками или при использовании герметизированных аккумуляторов (с внутренней рекомбинацией кислорода) значения тока для расчета вентиляции для режимов работы по п.п.1 и 2 табл.1 уменьшаются в 4 раза. При применении каталитических пробок их эффективность должна проверяться ежегодно (например, по расходу воды). 6.3. Места для размещения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, в том числе выделенные участки производственных помещений, шкафы, контейнеры и отсеки как правило должны обеспечивать условия взрывобезопасности и пожаробезопасности при их естественной вентиляции. Циркуляция воздуха в помещениях должна осуществляться через входные и выходные вентиляционные отверстия. Минимальную площадь сечения вентиляционных отверстий для смены рассчитанного по п. 6.2 объема воздуха без применения принудительной вентиляции определяют из условия: см2 , где: Q - объем циркулирующего воздуха в м3/ч. При этом минимальная скорость потока воздуха в вентиляционных отверстиях принимается равной 0,1м/с. 6.4. Если невозможно обеспечить естественную смену воздуха через вентиляционные отверстия, должны быть оборудованы специальные каналы, имеющие на выходе возвышение над крышей здания не менее 2м. Каналы не должны иметь связи с вытяжными каналами здания, дымоходами и с входными каналами систем кондиционирования. 6.5. Окна и форточки помещения могут рассматриваться как вентиляционные отверстия, если они остаются в течение всего процесса заряда открытыми при любых обстоятельствах. 6.6. Если естественной вентиляцией невозможно обеспечить рассчитанный объем смены воздуха, должна быть применена принудительная приточно-вытяжная вентиляция с достаточной производительностью. 6.7. Воздушный приток как при естественной, так и принудительной вентиляции должен быть чист, не содержать огнеопасных компонентов, направляться близко к полу и обдувать все элементы батареи. Отток воздуха из помещения должен обеспечиваться с возможно самой высокой части помещения на стороне, противоположной месту притока.
,где
6.9. Помещения для размещения батареи открытых аккумуляторов, для которых используются режимы заряда по пп. 2 и 3 табл.6.1 с напряжениями, близкими или приближающимися к величине напряжения интенсивного газообразования, должны быть обязательно оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией и тамбуром. 6.10. При необходимости применения для заряда батарей открытых аккумуляторов более интенсивного режима заряда, чем это предусмотрено проектной документацией, должны применяться дополнительные переносные вентиляционные устройства, обеспечивающие в совокупности необходимый минимальный воздухообмен. 6.11. Принудительная вентиляция при ускоренном заряде батареи повышенным напряжением должна быть включена в течение всего времени заряда. При этом в ЭПУ должна быть предусмотрена блокировка включения выпрямительных устройств в режиме ускоренного заряда батарей при выключенной принудительной вентиляции аккумуляторного помещения. Если заряд батареи ведется при напряжении, равном или превышающем напряжение интенсивного газообразования (равном или превышающем 2,4В/эл) принудительная вентиляция должна продолжать работу по крайней мере 1 час после отключения батареи от заряда. 6.12. В рабочих помещениях, где необходимый воздухообмен может обеспечиваться естественной вентиляцией, аккумуляторные батареи могут быть размещены на огороженных выделенных участках, в шкафах или отсеках с питаемым оборудованием. Доступ к ним должен быть возможен только с применением инструмента (например, ключей, замковых механизмов и т.п.). 6.13. Рабочие помещения, на выделенных участках которых установлены аккумуляторные батареи (в том числе и в шкафах или отсеках), должны иметь свободный объем воздуха Vсв, по крайней мере в 2,5 раза превышающий необходимую расчетную величину воздухообмена Q. В противном случае над батареями должны быть установлены зонты и обеспечен принудительный отток воздуха в открытое пространство. 6.14. Если в помещении установлено несколько батарей, требуемый минимальный объем воздухообмена определяется как сумма минимальных объемов циркулирующего воздуха для каждой батареи. 6.15. При работах с аккумуляторными батареями, находящимися в режиме подзаряда (но не заряда) пользование инструментом и приборами, способными произвести искрообразование, допускается на расстоянии, превышающем 0,5 м от вентиляционных пробок или предохранительных клапанов элементов. Применяемые переносные лампы должны быть установлены во взрывобезопасную арматуру. 6.16. Если на батарее или вблизи нее необходимо проведение работ, связанных со сваркой, пайкой, использованием абразивного или другого оборудования, способного вызвать искрообразование, батарея должна быть отключена от электропитающей установки на все время проведения работ, а помещение перед началом работ должно быть искусственно проветрено в течение часа.
7. Монтаж аккумуляторНЫХ БАТАРЕЙ
7.2. Монтаж и сборку аккумуляторов в батарею проводят в соответствии с инструкцией изготовителя и проектной документацией для данного объекта. Чтобы исключить повреждения батареи при послемонтажных строительных работах, к монтажу следует приступать только после того, когда будет полностью подготовлено аккумуляторное помещение или полностью смонтирован и установлен батарейный шкаф (отсек). При монтаже стеллажей и шкафов (отсеков) под размещение аккумуляторов должны быть приняты меры по обеспечению требуемого сопротивления изоляции батареи на протяжении всего срока ее службы установкой требуемых изоляторов, изолирующих поддонов и т.д. (аккумуляторы должны быть изолированы от стеллажей или полок, а стеллажи - от пола посредством изолирующих подкладок, стойких против воздействия электролита и его паров). Стеллажи для аккумуляторных батарей напряжением не выше 48В могут устанавливаться без изолирующих подкладок. 7.3. Аккумуляторы размещают на стеллажах (в отсеках) с зазором, указанным в инструкции изготовителя и, как правило, определяемым длиной межэлементных соединителей. Нивелировку монтируемого ряда элементов необходимо начинать с середины ряда, чтобы была возможность сгладить набегающие допуски в обе стороны. 7.4. Соединение аккумуляторов в батарею осуществляют с помощью межэлементных соединителей, входящих в комплект поставки. Максимальное сечение и количество концевых кабелей (шин) для подключения батареи к электропитающей установке не должны превышать значений, указанных производителем аккумуляторов, чтобы не превысить допустимую механическую нагрузку на выводы аккумуляторов. Для аккумуляторов с резьбовым соединением подтяжку болтов следует производить с усилием, не превышающем указанного в инструкции производителя. Такие соединения для герметизированных аккумуляторов, как правило, в смазке не нуждаются. Однако, если эти аккумуляторы размещаются в аккумуляторном помещении вместе с аккумуляторами открытого типа, места соединения должны быть смазаны вазелином и периодически (не реже раза в год) контролироваться.
7.7. После монтажа батареи сухозаряженных аккумуляторов осуществляют заливку элементов электролитом с плотностью, требуемой для данного типа аккумуляторов. Непосредственно перед заливкой измеряют температуру электролита. Запрещается заливка электролита с температурой ниже 5°С или выше 35°С. После снятия транспортировочных пробок электролит заливается в элементы до уровня на 5 - 10мм ниже маркировочной метки максимального уровня. Через 30 мин после заливки электролита необходимо проверить его температуру в каждом аккумуляторе, а через час - плотность электролита и зафиксировать измеренные значения в аккумуляторном журнале, поскольку по этим величинам можно определить величину потерянной емкости аккумуляторов и принять решение о требуемом режиме заряда батареи при ее вводе в эксплуатацию. Время простоя аккумуляторов между заливкой электролита и началом заряда должно находиться в пределах 2 - 15 часов.
открытых типов 8.1. От качества электролита, использованного при заливке вводимой в действие аккумуляторной батареи, зависят ее основные характеристики, в первую очередь номинальная емкость, саморазряд (ток постоянного подзаряда), а также срок службы. Качество электролита определяется чистотой примененных исходных компонентов (кислоты и дистиллированной воды), правильным выбором материала сосудов для их транспортирования и хранения, а также для приготовления электролита.
, где δ20 - плотность электролита при температуре 20°С, г/см3; δ1 - плотность электролита при температуре t, г/см3;
t - температура электролита, °С. Для оценки приемлемости измеренной плотности заданным требования можно воспользоваться также графиком (рис.8.1). Значения плотности электролита, ограниченные на рис. 8.1 областью А-Б-В-Г, являются допустимыми для полностью заряженной батареи при исходной плотности 1,24±0,005г/см3 при 20°С. Линия Н-Н указывает минимальные значения плотности при полностью разряженной батарее (ориентировочное значение) для той же самой исходной плотности электролита при 20°С.
Заливку производят тонкой струей, постоянно перемешивая раствор мешалкой из кислотостойкого материала и контролируя его температуру, которая не должна превышать 60°С. 8.9. Никогда нельзя лить дистиллированную воду в концентрированную серную кислоту, поскольку это приведет к взрывоподобному выплеску горячей серной кислоты. Таблица 8.1
8.10. Учитывая, что количество выделяемого тепла при растворении серной кислоты в большой степени зависит от разности ее начальной концентрации и конечной плотности электролита, целесообразно растворение концентрированной серной кислоты проводить в два приема:
, где δэ и δк - плотности электролита и кислоты, г/см3; mэ - массовая доля серной кислоты в электролите, %; mк - массовая доля концентрированной кислоты, %. Содержание серной кислоты по весу в процентах в водных растворах разной плотности при 15°С приведены в табл. 8.1. 8.12. Например, для составления 1л раствора кислоты плотностью 1,400г/см3 при 15°С необходимое количество концентрированной кислоты плотностью 1,830г/см3 и воды будет: л; л Здесь (согласно данным табл.8.1.): mэ = 50 % для водного раствора серной кислоты удельной плотности 1,400 г/см3; mк= 91,8 % для концентрированной серной кислоты плотностью 1,830 г/см3. Соответственно, для приготовления 1 л электролита плотностью 1,24г/см3 при температуре 15°С из раствора серной кислоты плотностью 1,400г/см3 необходимо: л; л. 8.13. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 35°С. 8.14. Батарея, залитая электролитом, оставляется на 2-4ч для полной пропитки электродов. При этом должны быть выполнены мероприятия по п. 7.7 настоящей Инструкции. Время после заливки электролитом до начала заряда не должно превышать 15ч во избежание сульфатации электродов.
Величина напряжения постоянного подзаряда Uпзб батареи определяется как произведение величины напряжения подзаряда Uпз , заданного производителем для данного типа аккумуляторов, на их число n в составе батареи. По мере заряда батареи, когда напряжение заряда достигнет значения Uпзб (момент времени t1), зарядные устройства выйдут из режима ограничения тока. Ток заряда батареи начнет уменьшаться и в конце заряда достигнет величины, равной току содержания. Длительность заряда таким режимом до полного восстановления емкости батареи - около суток. Данный режим заряда батареи является наиболее щадящим для аккумуляторов, поскольку исключает перезаряд батареи и не требует перестройки выходного напряжения зарядных устройств. Его также применяют при отсутствии у зарядных устройств автоматического переключения уставок повышенного напряжения заряда и напряжения постоянного подзаряда батареи. 9.1.2.2. Заряд при повышенном зарядном напряжении по графику I,U (рис. 9.2) позволяет значительно сократить время ввода батареи в действие, однако требует наличия у зарядных устройств автоматики переключения напряжения с повышенного значения при заряде на значение напряжения постоянного подзаряда. Перед началом заряда батареи выходное напряжение зарядных устройств устанавливается на уровне (2,35⋅n)В, где n - число элементов в батарее, а суммарный зарядный ток ограничивают на уровне (0,1 - 0,3) Iогр. По мере заряда батареи, когда напряжение заряда достигнет значения (2,35⋅n)В, зарядные устройства выйдут из режима ограничения тока и зарядный ток начнет уменьшаться. Для полного заряда батареи повышенным напряжением достаточно 12 часов, после чего зарядные устройства должны быть переведены на уставку стабилизации напряжения постоянного подзаряда Uпзб. Зарядный ток батареи при этом резко уменьшится, поскольку напряжение поляризации элементов может превышать величину подзарядного напряжения. По мере снижения поляризации элементов зарядный ток увеличивается до величины тока содержания для данной степени заряженности батареи. 9.1.3. Если по результатам замера плотности и температуры электролита в элементах батареи после заливки рост температуры электролита во всех элементах составил от 5°С до 15°С, а плотность электролита упала на величину от 0,02г/см3 до 0,05г/см3, остаточная емкость батареи составляет менее 85% номинальной емкости. Заряд такой батареи производят вышеописанными режимами, но при более длительном времени. 9.1.3.1. При заряде на напряжении постоянного подзаряда Uпзб (рис.9.1) полный заряд батареи может продолжаться до двух недель. Поскольку выравнивание плотности электролита внутри элементов осуществляется только за счет диффузии, а измерение плотности электролита в ходе заряда производится у его поверхности, полученные данные по плотности не могут быть признаны достоверными для оценки степени заряженности батареи. Полное перемешивание электролита до выравнивания плотности может продолжаться до двух месяцев без ухудшения функциональных свойств батареи. 9.1.3.2. При заряде батареи повышенным зарядным напряжением (рис.9.2) продолжительность заряда при повышенном напряжении возрастает до 24 -48 часов. 9.1.4. Если по результатам замера плотности и температуры электролита в элементах батареи после заливки рост температуры электролита во всех или в отдельных элементах составил более 15°С, а снижение плотности электролита составило более 0,05г/см3, элементы батареи потеряли значительную часть предварительно сухозаряженной емкости, что возможно при длительном их хранении в неблагоприятных условиях (сырость, высокие и резко меняющиеся температуры при нарушении герметичности элементов) или является браком производства. Заряд такой батареи проводят одним из ниже перечисленных режимов. 9.1.4.1. Заряд по графику IU (рис.9.2), но продолжительность заряда повышенным напряжением (2,35⋅n)В увеличивается до 72 часов.
9.2. Батареи, поставленные в залитом электролитом состоянии 9.2.1. Батареи, поставленные в заряженном и залитом электролитом состоянии, вводят в действие путем заряда при напряжении зарядных устройств Uпзб, равном заданному изготовителем напряжению длительного подзаряда. Время такого заряда ограничивается одними сутками (см. п. 9.1.2.1.) при ограничении первоначального зарядного тока величиной не более 0,1С10. По окончании заряда (примерно через 24 часа) контролируют плотность и уровень электролита в элементах батареи и, в случае необходимости, производят доливку электролита в элементы до отметки максимального уровня «мах».
9.5. Во избежание повреждения батареи следует исключить недопустимо высокие токи заряда батареи (более 0,05С10) при напряжении батареи, равном или превышающем (2,4⋅n)В. 9.6. Если по окончании заряда батареи при вводе ее в действие плотность электролита в элементах отличается от заданного изготовителем аккумуляторов значения более чем на 0,05г/см3, производят ее коррекцию добавлением в элементы дистиллированной воды (если плотность повышена) или электролита плотностью 1,3г/см3 (если плотность понижена) с проведением дозаряда батареи продолжительностью не менее 30 минут. 9.7. По окончании заряда батареи при вводе ее в действие следует долить в элементы электролит заданной изготовителем плотности до отметки максимально допустимого уровня «мах». Следует также удалить с поверхности элементов и межэлементных соединителей возможно пролитый или разбрызгавшийся электролит. 9.8. Герметизированные аккумуляторы 9.8.1. Для батарей герметизированных аккумуляторов применимы следующие виды заряда:
9.8.2. Заряд батареи герметизированных аккумуляторов для ввода в эксплуатацию при напряжении постоянного подзаряда Uпзб производят по графику U,I (рис.9.1) при ограничении первоначального зарядного тока зарядных устройств на уровне 0,3С10 (если изготовителем не указано другого значения тока ограничения). Перед зарядом батареи она должна быть выдержана не менее 6 часов для выравнивания температуры элементов с окружающей средой помещения (шкафа), где она будет эксплуатироваться. Если температура в помещении находится в диапазоне от 18°С до 25°С, выходное напряжение зарядных устройств устанавливается равным номинальному значению подзарядного напряжения Uпзб =Uпз⋅n, где Uпз -указанное производителем напряжение подзаряда для данного типа аккумуляторов. При продолжительном отклонении температуры от указанного выше диапазона необходима коррекция подзарядного напряжения согласно данным производителя. Точность поддержания величины подзарядного напряжения при заряде и подзаряде батарей герметизированных аккумуляторов должна быть не хуже ± 1%. Признаком окончания заряда батареи таким режимом является снижение зарядного тока до величины, меньшей 1мА на А⋅ч номинальной емкости элементов, и ее стабилизация в течение последних 3 часов заряда. 9.8.3. При необходимости быстрого приведения батареи герметизированных аккумуляторов в заряженное состояние за ограниченное время допустимо применение зарядных устройств с характеристикой заряда I,U (рис.9.4). Заряд этим режимом проводят в две ступени:
Остальные критерии заряда такие же как и в п. 9.8.2. 9.8.4. Установившаяся величина тока содержания (длительного подзаряда) в сильной степени зависит от температуры окружающей среды места размещения аккумуляторной батареи и должна указываться изготовителем для конкретного типа аккумуляторов. Для ориентировки в табл. 9.1 приведены значения тока содержания в зависимости от температуры аккумуляторов типа OPzV без температурной компенсации напряжения подзаряда через 6 суток после окончания заряда. Таблица 9.1
9.9. Перед вводом батареи в эксплуатацию проводят ее контрольный разряд током десятичасового режима (0,1С10) или другим, наиболее близким к ожидаемому току нагрузки, током до конечного напряжения разряда батареи (полученного от умножения заданного изготовителем или выбранного по п.4.2 настоящей Инструкции для данного режима конечного напряжения разряда элементов на число элементов в батарее). Если изготовителем задано конечное разрядное напряжение отдельных элементов при разряде батареи, в конце разряда контролируют напряжение всех элементов. Фактически снятая с батареи емкость Ct равняется произведению тока разряда на продолжительность разряда. Разряд батареи прекращают, если напряжение батареи (а не отдельного элемента в ее составе !) достигло конечного значения разряда для данного режима или с батареи снято количество электричества, равное номинальной емкости. 9.10. Если средняя температура электролита (поверхности герметизированных аккумуляторов) при разряде отличается от температуры сравнения 20°С, то производят пересчет емкости на эту температуру: , где: t - средняя температура электролита при разряде; z - температурный коэффициент ёмкости, численно равный (если не указано другого): 0,006 1/ °С при режиме разряда более 1 часа; 0,01 1/ °С при режиме разряда менее 1 часа. 9.11. Приведенная емкость Са должна быть не менее заданной производителем величины емкости для этого режима разряда, а напряжение на отдельных элементах батареи в конце разряда должно быть не менее значений, указанных изготовителем.
9.14. На вводимую в действие аккумуляторную батарею заводят аккумуляторный журнал, рекомендуемая типовая форма которого приведена в Приложении 1 к настоящей Инструкции. В первую очередь в него заносятся данные вводного заряда, результаты контрольного разряда и последующего заряда перед постановкой батареи в эксплуатацию.
установок
аккумуляторных установок 11.1. Виды технического обслуживания 11.1.1. В процессе эксплуатации через определенные промежутки времени для поддержания аккумуляторных батарей в исправном состоянии должны проводиться следующие виды технического обслуживания:
Текущие ремонты аккумуляторных батарей выполняются по мере необходимости. 11.2. Осмотры аккумуляторных батарей 11.2.1. Текущие осмотры аккумуляторных батарей открытого типа проводятся по утвержденному графику персоналом, обслуживающим батарею, не реже 1 раза в месяц. Во время текущего осмотра проверяется:
Если напряжения элементов (моноблоков) и плотность электролита находятся в пределах заданных допусков и значительно не изменяются в течение полугода, эту проверку допускается проводить раз в квартал.
11.2.9. Объем проверок при инспекторском осмотре батарей герметизированных аккумуляторов проводится в соответствии с объемом проверок при полугодовом контроле (см. табл.11.1). Таблица 11.1
11.2.10. При обнаружении во время инспекторского осмотра дефектов намечаются сроки и порядок их устранения. 11.2.11. Результаты осмотров и сроки устранения дефектов заносятся в журнал аккумуляторной батареи, рекомендуемая форма которого приведена в Приложении 1. 11.2.12. Контрольные разряды батарей аккумуляторов открытых типов, как правило, проводятся раз в 1 - 2 года. При контрольном разряде батареи пробы электролита должны отбираться в конце разряда, так как во время разряда ряд вредных примесей переходит в электролит. 11.2.13. Внеплановый анализ электролита из контрольных аккумуляторов открытых типов проводится при обнаружении массовых дефектов в работе батареи:
При внеплановом анализе, кроме железа и хлора, определяются следующие примеси при наличии соответствующих показаний:
, где Rв - сопротивление вольтметра, кОм; U - напряжение аккумуляторной батареи, В; U+, U- - напряжение плюса и минуса батареи относительно «земли», В. По результатам этих же измерений могут быть определены сопротивления изоляции полюсов батареи Rиз+ и Rиз- (кОм): .
11.3.1. Текущий ремонт аккумуляторных установок включает в себя замену вышедших из строя элементов или моноблоков батареи, замену негодных участков токораспределительной сети установки, подкраску шинных токопроводов, подкраску, ремонт и восстановление изолирующих свойств стеллажей и отсеков.
11.3.3. Элементы и моноблоки для замены вышедших из строя должны быть того же типа и емкости. Вышедшие из строя герметизированные аккумуляторы желательно заменять аналогичными из той же партии выпуска с аналогичными условиями хранения и эксплуатации. 11.3.4. Предназначенные для монтажа взамен вышедших из строя элементы и моноблоки должны быть предварительно приведены в готовность путем автономного (не в составе действующей батареи) предварительного дозаряда. 11.3.5. Герметизированные элементы и моноблоки необходимо после дозаряда выдержать на подзаряде в течение 6 суток. Снятые с подзаряда герметизированные аккумуляторы должны быть установлены в батарею взамен вышедших из строя в течение времени, не превышающего 48 часов. 11.3.6. На время текущего ремонта одиночных батарей емкостью до 200 А.ч рекомендуется временное подключение к ЭПУ другой резервной батареи аналогичной или меньшей емкости, устанавливаемой вблизи ЭПУ в изолированном месте, исключающем несанкционированный доступ посторонних лиц.
12.1. Транспортирование аккумуляторов должно осуществляться, как правило, в транспортной упаковке производителя. 12.2. Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи открытого типа отгружаются заказчикам, как правило, сухозаряженными (с комплектным электролитом или без него). Однако возможны поставки батарей , заполненных электролитом. Залитые электролитом и заряженные батареи могут без подзаряда храниться на складе ограниченное время, т.к. происходит их саморазряд. Поэтому необходимо не позднее чем через 6 недель, а при температуре окружающей среды до +35°С - через 4 недели, такие батареи подвергать заряду одним из ниже перечисленных режимов:
Признаками окончания заряда первым режимом являются постоянство плотности электролита аккумуляторов по последним двум замерам с интервалом в 1 час и постоянство подзарядного тока на уровне 40 - 100мА на 100А⋅ч номинальной емкости аккумуляторов. При заряде батареи вторым режимом ток заряда ограничивают величиной до 5А на 100А⋅ч номинальной емкости, а время заряда - четырьмя часами. Напряжение на отдельных аккумуляторах может достичь при этом режиме заряда величины 2,4В/эл. Заряд этим режимом допускается прервать ранее 4-х часов, если появятся признаки его окончания: постоянство плотности электролита аккумуляторов по результатам двух последних замеров с интервалом времени 1 час, а напряжение отдельных элементов по результатам измерения с тем же интервалом не будет изменяться. 12.3. При хранении герметизированных аккумуляторов сроки проведения очередного дозаряда определяют согласно табл. 12.1. Таблица 12.1
12.4. При поставках батарей в сухозаряженном состоянии их хранение может продолжаться достаточно долго (по согласованным с отдельными производителями аккумуляторов требованиям - время такого хранения ограничивается 4-мя годами). Оптимальная температура окружающей среды при хранении ограничивается пределами (+5°С - +25°С), при этом следует избегать резких перепадов температуры даже в вышеназванных пределах во избежание образования конденсата влаги внутри элементов и, таким образом, исключения их саморазряда. 12.5. В период складского хранения элементы необходимо сохранять в заводской упаковке, т.к. в ней находятся влагопоглотители, в значительной степени уменьшающие конденсацию влаги. Для предотвращения попадания влаги вовнутрь элементов их заливочные отверстия должны оставаться закрытыми транспортировочными пробками, которые следует снимать только непосредственно перед заливкой электролита после монтажа батареи. Элементы необходимо хранить вертикально крышкой вверх и ни в коем случае не штабелировать.
аккумуляторными установками 13.1. Общие положения
13.2. Обеспечение безопасной работы при монтаже аккумуляторных батарей
13.4. Обеспечение безопасной работы при эксплуатационном обслуживании аккумуляторных установок
Список литературы
Приложение 1 (рекомендуемое) Форма аккумуляторного журнала (с примером заполнения) Батарея укомплектована 28 аккумуляторами типа 10 OPzS 1000, номинальной емкостью 1000 Ач, номинальным напряжением 60 В. Введена в действие: февраль 1998 г. Фактическая емкость, полученная от батареи при вводе в эксплуатацию, 946 Ач при токе разряда 100 А и температуре электролита 11 °С
Исходные данные для эксплуатации батарей
Расчет: 1. Сф = 946 Ач при t = 11 °С Сф 946 2. Са = ------ = -------- = 1000 Ач 1 + z(t - 20) 1 + 0,006 (11 - 20) Са 1000
С10 1000 Приложение 2 Рекомендуемый перечень измерительных приборов для технического обслуживания аккумуляторных установок При проведении измерений на аккумуляторных установках допускаемая погрешность измерения не должна превышать значений, приведенных в табл. П2.1. Таблица П2.1
Приведенный в табл. П2.2 перечень измерительных приборов выбран с учетом требований к допустимой погрешности измерения, указанной в табл. П2.1. Таблица П2.2
Примечание. Допускается замена вышеперечисленных приборов на другие с аналогичными метрологическими характеристиками. Приложение 3 Рекомендуемый перечень аварийного запаса инструмента, приспособлений и материалов для технического обслуживания аккумуляторной установки
Для выполнения работ на аккумуляторных установках оперативный (оперативно-ремонтный) персонал должен пользоваться спецодеждой и защитными средствами, предусмотренными по норме. Защитные средства не должны иметь просроченное время аттестации. Приложение 4 Сведения о влиянии примесей на работу аккумуляторов и их состояние 1. Степень влияния примесей в исходных материалах, применяемых для изготовления аккумуляторов, в кислоте и в дистиллированной воде, используемых для приготовления электролита, существенно зависит от их количества. Кроме того, комбинация примесей влияет значительно сильнее, чем каждая примесь в отдельности. 2. В производстве свинцово-кислотных аккумуляторов для обеспечения заданных характеристик и приемлемых сроков их службы применяются, как правило, материалы с достаточно регламентированными величинами примесей как для изготовления пластин, токосборов и борнов, приготовления свинцовой пасты, так и для составления электролита герметизированных аккумуляторов. 3. В процессе эксплуатации примеси попадают в аккумуляторы открытых типов как правило при использовании некачественной воды для выравнивания уровня и плотности электролита и, кроме того, при применении некачественной кислоты для приготовления электролита при вводе аккумуляторов в эксплуатацию. 4. Ниже рассмотрено влияние тех примесей, которые регламентированы стандартами на кислоту и на дистиллированную воду. 4.1. Марганец оказывает вредное влияние на электроды обеих полярностей, увеличивая их саморазряд. Образующаяся у положительных электродов марганцевая кислота окрашивает электролит в розово-малиновый цвет. Емкость положительных электродов сильно снижается вследствие закупорки пор активной массы двуокисью марганца. У отрицательных электродов наряду с образованием сульфата свинца выделяется черная пленка двуокиси марганца, всплывающая на поверхность и частично оседающая на стенки бака, а на поверхности электрода появляется рыхлый слой, постепенно опадающий на дно бака. Во время заряда аккумуляторов, электроды которых загрязнены двуокисью марганца, интенсивно выделяется водород. а электроды слабо подвергаются заряду, т.к. большая часть зарядного тока идет на окисление двуокиси марганца и частично на выделение кислорода, который у исправных аккумуляторов идет на окисление сульфата свинца в двуокись свинца. Процесс заряда не достигает глубинных слоев активной массы из-за закупорки поверхностного слоя двуокисью марганца. Практически способы удаления марганца из аккумуляторов не разработаны, поэтому, если в аккумуляторной кислоте или дистиллированной воде нормы примеси марганца превышают требования стандартов или технической документации изготовителя, применять их для приготовления электролита или доливки в аккумуляторы в процессе эксплуатации не следует. 4.2. Железо является наиболее часто встречающейся и достаточно опасной для аккумуляторов примесью. В процессе заряда аккумулятора соль окиси железа с положительных электродов переносится к отрицательным, окисляя губчатый свинец и, таким образом, разряжая последние. При разряде железо вновь переносится к положительным электродам и процесс повторяется. Судя по привесу, который получают отрицательные электроды при наличии в электролите количества железа, превышающего норму, последние более подвержены его влиянию, чем положительные электроды. Однако при больших количествах железа в аккумуляторе его воздействие на положительные электроды может стать разрушительным из-за потери ими механической прочности. Цвет положительных электродов приобретает красноватый оттенок а емкость - существенно снижается. Вредное воздействие железа намного слабее воздействия марганца, однако превышение допустимой нормы железа в электролите в небольших размерах неизбежно ведет к увеличению саморазряда аккумуляторов, а при больших долях примеси - к выходу аккумуляторов из строя. Полное удаление железа из электролита весьма затруднено, однако для снижения примеси железа на практике применяют двух-трехкратную смену электролита в следующем порядке. Аккумуляторную батарею разряжают, удаляют электролит из аккумуляторов, заливают в аккумуляторы дистиллированную воду и ставят батарею на заряд. Затем воду в аккумуляторах заменяют электролитом, батарею разряжают и берут пробу электролита на анализ. Если величина примеси остается еще большой, электролит заменяют на электролит слабой плотности и проводят повторный заряд. После смены электролита и разряда батареи берут повторную пробу электролита. Если результаты анализа пробы показывают, что содержание железа в электролите еще велико, процесс лечения продолжают. 4.3. Мышьяк действует на отрицательные электроды, вызывая их сульфатацию. Из-за повышения поляризации отрицательных электродов при заряде стабилизированным током напряжение на аккумуляторах достигает величин 2,8 - 3,0В. Обычно мышьяк в электролите находится в небольшом количестве и постепенно выходит из него в виде ядовитого мышьяковистого водорода, обладающего запахом чеснока. 4.4. Сурьма в производстве открытых типов свинцово-кислотных аккумуляторов применяется для повышения технологичности сборки и обеспечения необходимой прочности положительных электродов. Наличие сурьмы в составе сплава решеток положительных электродов способствует малому разбросу напряжения аккумуляторов в составе батареи как при ее заряде, так и при разряде. Однако эти положительные качества примеси сурьмы оборачиваются повышенным саморазрядом аккумуляторов вследствие того, что при заряде аккумуляторов часть сурьмы через электролит переносится на отрицательные электроды, оседая на губчатый свинец и образуя со свинцом короткозамкнутые пары (губчатый свинец сульфатируется). Процесс идет интенсивнее с ростом величины примеси сурьмы в решетках положительных электродов и с увеличением наработки к концу срока службы аккумуляторов. 4.5. Хлор попадает в электролит аккумуляторов с дистиллированной водой или с аккумуляторной кислотой, содержащей соляную кислоту или ее соли. На положительных электродах в результате взаимодействия соляной кислоты с двуокисью свинца образуется хлористый свинец. При этом выделяется свободный хлор, создавая характерный резкий запах. На отрицательных электродах результат аналогичного взаимодействия приводит также к образованию хлористого свинца с выделением водорода. Под влиянием серной кислоты хлористый свинец обоих типов электродов превращается в сульфат свинца с образованием соляной кислоты, и далее процесс повторяется. Сульфат свинца, образовавшийся на электродах, приводит к уменьшению емкости аккумуляторов, поскольку корка сульфата, закупоривая поры активной массы, мешает участию лежащих под этой коркой активных материалов в токообразующих электрохимических процессах. Таким образом, хлористые соединения вызывают повышенный саморазряд аккумуляторов и снижают срок службы вследствие коррозии основы положительных электродов. Благоприятным для аккумуляторов, загрязненным хлором, является то, что хлор сам медленно удаляется из электролита, особенно у батарей, подвергаемых частым циклам заряда-разряда. Поэтому радикальным методом лечения батарей, загрязненных хлором, является проведение трех-четырех полных циклов разряда-заряда нормальным (десятичасовым) режимом, а лучшим средством борьбы с хлором - профилактические мероприятия, направленные на предотвращение попадание его в аккумуляторы. 4.6. Окислы азота и азотная кислота оказывают в основном вредное влияние на активную массу отрицательных электродов, окисляя свинец в окись. Окись свинца, в свою очередь, вступая в реакцию с оставшейся неиспользованной кислотой, образует азотнокислую соль свинца и воду. Азотнокислая соль свинца при реагировании с серной кислотой превращается в сульфат свинца. При этом выделяется свободная азотная кислота и далее процесс повторяется, в результате чего растет количество сульфата на отрицательных электродах. Воздействие азотистых соединений на положительные электроды менее заметно и приводит в основном к корродированию их основы, снижая механическую прочность электродов. Во время каждого заряда часть азотной кислоты удаляется из электролита вместе с газами в виде двуокиси азота. Поэтому с течением времени ее количество в электролите уменьшается. Лечение аккумуляторов, электролит которых загрязнен примесями азотной кислоты, проводят аналогично описанному выше способу выведения из электролита примеси железа. 4.7. Аммоний влияет формирующе на положительные электроды, а также приводит к небольшому саморазряду электродов обеих полярностей. Возможное его появление в электролите - абсорбция аммиака серной кислотой. 4.8. Медь попадает в электролит как правило при доливке воды и не оказывает заметного влияния на электроды аккумуляторов, находящихся в работе. Однако, если аккумуляторы, электролит которых содержит примесь меди, находятся длительное в состоянии покоя (например, хранения), электроды обеих полярностей могут покрыться тонким слоем меди, в результате чего аккумуляторы станут неспособными принимать заряд. У работающих аккумуляторов при наличии в электролите примеси меди наблюдается голубая окраска последнего. С течением времени медь откладывается в виде губчатого слоя на поверхности электродов и затем этот слой опадает на дно. 4.9. Платина является одним из самых вредных загрязнителей электролита и может попадать в аккумуляторы при использовании вентиляционных пробок с рекомбинацией газа. При попадании в электролит платина даже в ничтожных количествах вызывает бурное выделение водорода (аккумуляторы непрерывно «кипят»). Через 4-5 циклов заряда-разряда емкость аккумуляторов снижается более, чем наполовину. Отрицательные электроды размягчаются и становятся непригодными у дальнейшей работе. При заряде батареи стабилизированным током напряжение на аккумуляторах не повышается выше 2,4В. 4.10. Кадмий, никель, олово и цинк не оказывают заметного вредного действия на работу аккумуляторов. Эти металлы, попадая на активную массу электродов, образуют короткозамкнутые элементы и сами превращаются в сульфат, избыток которого опадает на дно бака. Со временем большая часть примесей переходит в шлам и количество примесей в электролите резко уменьшается. 4.11. Алюминий, калий, магний и натрий влияют главным образом на положительные электроды, способствуя растворению сульфата и вызывая глубокое их формирование. 4.12. Кобальт снижает напряжение при заряде за счет уменьшения поляризации положительных электродов. 4.13. Кальций не оказывает вредного воздействия на электроды аккумуляторов, т.к. сульфат кальция в электролите растворяется слабо и выпадает в осадок. 4.14. Органические соединения (спирты кислоты и др.) как примеси электролита воздействуют в основном на положительные электроды аккумуляторов. Характерным представителем этих соединений является уксусная кислота, легко определяемая в аккумуляторах по характерному запаху. Дополнительным признаком присутствия в электролите уксусной кислоты является появление кристаллов сульфата свинца на хвостовых отводах электродов на уровне зеркала электролита (на границе раздела электролит - воздух). Действию уксусной кислоты подвержен в основном чистый свинец (решетки электродов, хвостовики, токосборы). Чистый свинец превращается под ее действием в уксуснокислый свинец, который способствует интенсивному образованию сульфата, особенно когда свинец в процессе работы аккумулятора становится анодом. При этом за счет сильной коррозии уменьшается механическая прочность электродов, особенно на уровне зеркала электролита, что часто приводит к обрыву положительных электродов. 5. Требования к воде, применяемой для приготовления электролита, а также для коррекции плотности и уровня электролита в аккумуляторах в процессе эксплуатации, являются еще более жесткими, чем требования к серной кислоте. Поэтому недопустимо применение воды естественного происхождения: грунтовых, речных, родниковых и колодезных, поскольку они как правило содержат углекислые, хлористые и сернокислые соли натрия, кальция, магния, железа, солями щелочноземельных металлов. Дождевая вода также всегда содержит азот, углекислоту и т.д. В зависимости от района выпадения осадков в дождевой воде могут присутствовать аммиак, хлор, серный ангидрид. Летом под действием грозовых разрядов дождевая вода может содержать азотную кислоту. Стекающая с крыш вода может содержать кроме того окислы железа. Полученная таянием чистого снега вода содержит меньшее количество примесей, однако ее применение также нежелательно без предварительной очистки. 6. Все виды воды естественного происхождения, также как и водопроводную необходимо подвергать перегонке в дистилляторах. Однако есть примеси, от избавления которых не спасает даже дистилляция. К ним относятся летучие примеси: уксус, эфирные масла, жиры и спирты. Эти соединения испаряются при температурах ниже температуры кипения воды и поэтому попадают в холодильник дистиллятора, загрязняя перегнанную воду. 7. Определенные требования должны предъявляться и к дистилляторам, чтобы они не стали источником загрязнения дистиллированной воды. Наиболее частой примесью, попадающей в воду в дистилляторе является медь при нарушении целостности покрытия трубок. Поэтому необходимо следить за состоянием покрытия змеевика и крана дистиллятора или применять свинцовые трубки и краны из свинца, олова или керамики.
Приложение 5 Пример расчета батареи, используемой в составе ЭПУ для резервного питания электронной нагрузки. Исходные данные для расчета:
- зависимость конечного напряжения разряда определена данными, приведенными в табл. П5.1 Таблица П5.1
- температурный коэффициент изменения емкости при снижении температуры до 0°С - 0,01Сrt/ °С для режимов разряда менее часа и 0,006Сrt / °С для режимов разряда более часа. - при длительно установившемся отклонении температуры окружающего воздуха от 20 °С зарядное напряжение необходимо устанавливать согласно табл. П5.2 Таблица П5.2
Расчет: 1. Согласно нормам Инструкции по проектированию электроустановок предприятий и сооружений электросвязи, проводного вещания, радиовещания и телевидения (ВСН 332-93) определяем величину требуемого аккумуляторного резерва -1 час. 2. Мощность, потребляемая станцией: Рпотр = 1 Вт/номер * 3000 номеров = 3 кВт. 3. Число аккумуляторов в батарее для обеспечения минимально допустимого напряжения на оборудовании АТС: 4. Определяем коэффициент увеличения емкости батареи для обеспечения мощности, потребляемой нагрузкой во время ее разряда при допустимой по условиям размещения наиболее низкой температуре 10 °С (для одночасового режима разряда):
6. Величина мощности, отдаваемая батареей при температуре окружающей среды 10°С: 7. Мощность, отдаваемая одним элементом при разряде: . 8. По данным разряда аккумуляторов постоянной мощностью до конечного напряжения разряда 1,75 В/эл одночасовым режимом (по данным производителя) определяем необходимый типоразмер аккумуляторов: для обеспечения расчетной мощности разряда для данного расчета можно выбрать ближайший по запасу элемент номинальной емкостью 180 А⋅ч. С учетом обеспечения минимально возможного запаса по расчетной мощности в состав батареи выбираем элементы номинальной емкостью 180 А⋅ч в количестве 28 штук. 9. Определяем необходимый объем циркулирующего воздуха для обеспечения условий взрывобезопасности при совместном размещении батареи с электрооборудованием м3/час. 10. По справочным данным производителя определяем габаритные размеры элементов (с учетом установки межэлементных соединителей) - 205х177х286 мм. 11. По варианту планировки размещения элементов выбираем типовой аккумуляторный шкаф (габаритные размеры 1000х500х2250 мм). 12. Размер вентиляционных отверстий в шкафу для обеспечения циркуляции рассчитанного объема воздуха должен быть более . 13. Определяем объем, занимаемый оборудованием АТС и ЭПУ в помещении. Электронная подстанция вышеуказанной емкости состоит из трех стативов. Размер стативов - 980х900х2300 мм. 14. В качестве электропитающей установки выбираем типовую стойку (с номинальной выходной мощностью без учета резерва 6000 Вт), включающей в себя три выпрямителя с номинальным значением выходного тока 50 А. (желательно наличие у выпрямителей температурной компенсации выходного напряжения для сохранения срока службы батареи при длительных отклонениях температуры ее эксплуатации от номинального значения 20°С). Габаритные размеры установки - 900х450х2250 мм. 15. Объем, занимаемый оборудованием АТС и ЭПУ, составляет: . 16. Определяем минимальный объем помещения, необходимый для обеспечения условий взрывобезопасности при совместном размещении аккумуляторной батареи с электрооборудованием: . При минимальной высоте помещения 3м его минимальная площадь для размещения АТС с ЭПУ и аккумуляторной батареей при обеспечении условий взрывобезопасности составит: Реальная площадь помещения превышает расчетную. 17. Определяем величину напряжения длительного подзаряда батареи для температуры эксплуатации 20°С: . Учитывая частоту перерывов в сети электроснабжения и условия размещения аккумуляторной батареи, выбираем режим заряда батареи при стабилизации напряжения подзаряда, для чего в ЭПУ должна быть заблокирована схема автоматического переключения уставок напряжения выпрямителей. Величина напряжения длительного подзаряда батареи для крайних значений диапазона температуры эксплуатации составит: - для нижнего значения температуры эксплуатации 10°С Uпзб= 2,29*28 = 64,12 В; - для верхнего значения температуры эксплуатации 45°С Uпзб= 2,18*28 = 61,04 В. 18. Определяем ток нагрузки, потребляемый АТС в номинальном режиме работы ЭПУ: . 19. Определяем допустимый ток заряда разряженной батареи: . Автоматика ЭПУ должна ограничивать ток в цепи заряда батареи на уровне не более 54 А. 20. Максимально допустимый ток ЭПУ при питании нагрузки и заряде батареи не должен превышать . 21. Величина конечного напряжения разряда батареи . Результаты расчета: В качестве резервного источника постоянного тока ЭПУ АТС выбрана аккумуляторная батарея в составе 28 герметизированных элементов емкостью 180 А.ч, размещенная в типовом аккумуляторном шкафу. Величина вентиляционных отверстий шкафа для обеспечения условий взрывобезопасности должна быть не менее 17,6 см2. Минимальный объем помещения с учетом размещения оборудования АТС и ЭПУ должен быть не менее 11,725м3. Выходные параметры ЭПУ должны иметь следующие значения:
Приложение 6 Нормы на серную аккумуляторную кислоту по ГОСТ 667-73
Приложение 7 Нормы на кислоту серную особой чистоты по ГОСТ 14262-78
Примечание. При вычислении числа и суммы примесей для установления марок не учитывают показатели 3,4,11,15,18 табл.1. Приложение 8 Нормы на кислоту серную по ГОСТ 4204-77
Примечание: кислоту с нормами, указанными в скобках, допускается выпускать до 01.01.95. Приложение 9 Нормы на дистиллированную воду для приготовления электролита по ГОСТ 6709-72
Для заметок Замечания и предложения по содержанию настоящей инструкции направлять по адресу:
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
|