1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие рекомендации разработаны с целью установления порядка и методов осуществления государственного контроля за соблюдением требований строительных норм и правил, другой осязательной для исполнения нормативно-технической документации, при производстве строительно-монтажных работ на объектах производственного назначения на территории Российской Федерации. Рекомендации рассчитаны на использование их при проведении инспекционного контроля органами Госархстройнадзора России, а также хозрасчетными организациями, выполняющими эти функции по их поручениям. 1.2. Контроль осуществляется непосредственно на площадках строительства объектов производственного назначения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности заказчика (инвестора), подрядчика путем выборочной проверки соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества выполняемых строительно-монтажных работ, связанных с обеспечением строительной безопасности и эксплуатационной надежности строящихся объектов, а также соблюдения организационно-правового порядка строительства. 1.3. К объектам производственного назначения относятся объекты, которые после завершения их строительства будут функционировать в сфере материального производства: в промышленности, сельском хозяйстве и заготовках, водном и лесном хозяйстве, на транспорте и связи, в строительстве, в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, а также предприятия бытового обслуживания населения (Приложение 1). 1.4. Объектом строительства считается каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, внутренними галереями и этажерками, эстакадами, внутренними сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, благоустройством) на строительство, реконструкцию или расширение которого составлен отдельный проект. Производственное здание (корпус), в котором размещаются несколько цехов, считается одним объектом. 1.5. Право проведения государственного строительного контроля имеют органы Госархстройнадзора России, а также выполняющие по их заданию строительный контроль проектные, научно-исследовательские институты и хозрасчетные фирмы. 1.6. Осуществление на строительных площадках государственного контроля не снимает ответственности с соответствующих служб строительных организаций и заказчика (инвестора) за качество выполненных строительно-монтажных работ. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ 2.1. Проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ по объектам производственного назначения проводятся органами Госархстройнадзора России или по их поручениям хозрасчетными фирмами: согласно годовым (квартальным) планам выборочных проверок; в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций; по заданиям соответствующих органов управления и власти, вышестоящих инспекций; внеплановые проверки по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика, других органов. 2.2. При подготовке планов проверок объектов производственного назначения в них должны включаться, как правило, крупные и технически сложные объекты, находящиеся на различных стадиях строительства, позволяющих проконтролировать качество выполнения наибольшего количества основных видов строительно-монтажных работ. 2.3. Количество контролируемых объектов при проведении комплексной выборочной проверки рекомендуется принимать из условия, что качество возведения каждого типа здания, вида строительно-монтажных работ и применяемого типа конструкций проверяется не менее, чем на трех объектах. 2.4. По наиболее крупным и технически сложным объектам руководитель инспекции Госархстройнадзора назначает специалиста-руководителя проверки, с возложением на него ответственности за полноту и качество контроля, согласно заданию (приложение 2), а при необходимости привлекает к проверке специалистов соответствующего профиля, знающих конструктивные особенности объекта и нормативные требования по выполняемым видам работ. Руководитель проверки извещает о времени и сроках ее проведения участников проверки, а при необходимости - территориальную инспекцию Госархстройнадзора России, за неделю до ее начала. 2.5. Должностному лицу, осуществляющему контроль, надлежит: устанавливать факты отступления от проектных решений, строительных норм и правил, а также других нормативных актов при производстве строительно-монтажных работ и оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте; выявлять строительные дефекты и основные причины низкого качества строительно-монтажных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания; анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений строительных норм и правил с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией; требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов; производить в строительных и строительно-монтажных организациях ознакомление с работой строительной лаборатории и другими службами производственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления; привлекать, в необходимых случаях, технические средства и специалистов подрядных организаций, по согласованию с их руководителями, для проведения испытаний, контрольных измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по возможному их усилению. Примечание: При контроле соответствующих видов работ должны применяться современные средства измерения и приборы неразрушающего и лабораторного контроля, прошедшие госпроверку в установленном порядке. 2.6. В случаях, когда выявленные дефекты на месте монтажа строительных конструкций связаны с некачественным изготовлением последних, рассматривается необходимость проверки органами Госархстройнадзора России качества их изготовления на заводах-поставщиках этих конструкции. 2.7. В зависимости от результатов проведенной проверки должностными лицами органов Госархстройнадзора в пределах их компетенции, руководителями хозрасчетных фирм в рамках делегированных им полномочий, применяются соответствующие меры по устранению допущенных нарушений и привлечению нарушителей к ответственности. 3. СОСТАВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ВЫБОРОЧНОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ 3.1. Рекомендации, изложенные в настоящем разделе, основаны на обобщении опыта работы органов государственного строительного надзора и базируются на требованиях, вытекающих из действующих нормативных актов, регламентирующих производство и приемку строительно-монтажных работ. 3.2. Объем и последовательность выборочной проверки следует уточнять в зависимости от состояния строительства объекта к моменту проверки, в связи с чем в рекомендациях приводится примерная последовательность проверки на условном объекте стро |