ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 октября 2001 г. N 926-ПП
Об утверждении Московских городских
строительных норм (МГСН) 5.01-01
"Стоянки легковых автомобилей"
На основании статей 22 и 53 Градостроительного кодекса Рос-
сийской Федерации и постановления Правительства Москвы от
26.12.2000 N 1013 "О дополнительных мерах по совершенствованию га-
ражного строительства в городе Москве на 2001-2004 гг." Правитель-
ство Москвы постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие Московские городские строи-
тельные нормы (МГСН) 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей" (при-
ложение).
2. Признать утратившими силу:
- распоряжение первого заместителя Премьера Правительства
Москвы от 27.07.94 N 1341-РЗП "Об утверждении Московских городских
строительных норм "Стоянки легковых автомобилей";
- распоряжение Мэра Москвы от 27.02.96 N 92-РМ "Об утвержде-
нии Изменения N 1 к Московским городским строительным нормам "Сто-
янки легковых автомобилей";
Москвы от 16.11.99 N 909-РЗП "Об утверждении Изменения N 2 к Мос-
ковским городским строительным нормам (МГСН) 5.01-94*"Стоянки лег-
ковых автомобилей";
Москвы от 12.06.2000 N 555-РЗП "О внесении изменения N 3 в МГСН
5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей";
Москвы от 22.08.2000 N 661-РЗП "Об утверждении Изменения N 4 к
МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей";
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы -
Ресина В.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение считано, отредактировано и подготовлено к рассылке ис-
полнителем.
Ведущий специалист Управления перспективного проектирования и нор-
мативов Москомархитектуры.
Г.А.Змеул
251-14-60
.
+---------------+---------------------------+-----------------+
| | | МГСН 5.01-01 |
| | +-----------------+
| Правительство | Московские городские |Разработаны вза- |
| Москвы | строительные нормы |мен МГСН 5.01-94*|
| | |и изменений NN |
| | |1,2,3,4 |
СТОЯНКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
+---------------+----------------------------+---------------+
| ВНЕСЕНЫ | УТВЕРЖДЕНЫ | Срок |
| Москомархитек-|Постановлением Правительства| введения |
| турой | Москвы | в действие |
| |от 16 октября 2001г.N 926-ПП| |
+ - - +
| |
-------------------------------------------------------
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
МГСН 5.01-01
Москва - 2001
stoan5a
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ на основе МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых ав-
томобилей" (МАРХИ - проф. Подольский В.И.- руководитель авторского
коллектива, Мосгосэкспертиза - доктор техн. наук Оболенский Н.В.,
Москомархитектура - арх. Кеглер А.Р., Моспромпроект - инж.Коро-
винский Н.В., ВНИИПО МВД Российской Федерации - канд.техн.наук
Ильминский И.И., канд.техн..наук Мешалкин Е.А., канд.техн.наук Ни-
конов С.А., Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве - сан.врач Фокин
С.Г.,сан.врач Черный В.С.) и Изменений NN 1,2,3,4 к ним (проф. По-
дольский В.И., - МАРХИ; арх. Григорьев Ю.П., арх. Зобнин А.П., арх.
Шалов Л.А. - Москомархитектура; доктор техн.наук Оболенский Н.В.
канд. арх. Пирогов Ю.М., арх. Повтарь В.Я., арх. Артамонова И.Е.,
инж. Боксер А.Н. - Мосгосэкспертиза; канд.техн. наук Ильминский
И.И.- ВНИИПО МВД Российской Федерации; инж. Коровинский Н.В., арх.
Малютин А.В.- Моспромпроект; сан.врач Фокин С.Г., сан.врач Черный
В.С. - Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве; доктор экон. наук Ко-
ролевский К.Ю. - Управление экспериментальной застройки; инж. Мо-
розов И.А. инж.Горюнов С.Л., инж.Лохматов В.Е. - УГПС ГУВД г.
Москвы, инж. Маслов А.А.- Гипроавтотранс).
Настоящая редакция разработана авторским коллективом: проф.
Подольский В.И. - МАРХИ; канд.арх. Пирогов Ю.М., инж. Боксер А.Н.,
канд.техн. наук Курников В.А.- Мосгосэкспертиза; арх. Зобнин А.П.,
арх.Шалов Л.А. - Москомархитектура; доктор экон.наук Королевский
К.Ю. - Управление экспериментальной застройки; инж. Горюнов С.Л.,
инж. Лохматов В.Е., инж. Борисов С.Е.,инж. Цветков Е.Б. - УГПС
ГУВД г. Москвы; сан. врач Черный В.С. - Центр Госсанэпиднадзора в
г.Москве; инж. Бринза Н.И.- Москомприрода; инж. Андреев К.А. -
Специализированное проектно-монтажное предприятие "Пожарная безо-
пасность" Всероссийского добровольного пожарного общества,
канд.техн.наук Ильминский И.И.- ВНИИПО МВД Российской Федерации.
2. ВНЕСЕНЫ на утверждение Москомархитектурой.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспек-
тивного проектирования и нормативов Москомархитектуры.
4. СОГЛАСОВАНЫ с УГПС ГУВД г.Москвы, Центром Госсанэпиднадзо-
ра г.Москвы, Мосгосэкспертизой, Москомприродой, Москомархитекту-
рой, Госстроем России, Департаментом природных ресурсов по цент-
ральному региону.
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ в действие постановлением Правительства
Москвы от N
6. С выходом настоящей редакции утрачивает силу МГСН 5.01-94*
"Стоянки легковых автомобилей" и Изменения NN 1,2,3,4 к ним.
Настоящий нормативный документ не может быть полностью или
частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве
официального издания без разрешения Москомархитектуры.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Область применения 4
Нормативные ссылки 4
1. Общие требования 5
2. Требования к объемно-планировочным и
конструктивным решениям 6
3. Инженерное оборудование 16
4. Специальные требования к автостоянкам с
механизированными устройствами парковки
автомобилей без участия водителей 23
5. Специальные требования к автостоянкам
открытого типа 24
6. Специальные требования к надстройке
существующих автостоянок 27
Приложение 1. Термины и определения 29
Приложение 2. Требования к разработке разделов
по охране окружающей среды при проектировании
стоянок легковых автомобилей 30
Приложение 3. Разъяснение о применении
требований СНиП 21-02-99 и ВСН 01-89 34
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями
СНиП 10-01-94 для г.Москвы в качестве территориальных строительных
норм (ТСН) , действующих на территории Москвы и распространяются
на проектирование вновь строящихся и реконструируемых стоянок лег-
ковых автомобилей.
Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования
к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инже-
нерному оборудованию зданий стоянок легковых автомобилей.
Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендуемые и спра-
вочные положения. Обязательные положения обозначены знаком #.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные
документы:
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительст-
ве. Основные положения".
СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских
поселений".
СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".
СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления
и подтопления".
СНиП 2.09.02-85* "Производственные здания".
СНип 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей".
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий".
СНиП 2.08.02-89*"Общественные здания и сооружения".
МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы".
-4-
МГСН 2.07-97 "Основания, фундаменты и подземные сооружения"
МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и за-
стройки г.Москвы".
НПБ 250-97 "Лифты для транспортирования пожарных подразделе-
ний в зданиях и сооружениях. Общие технические требования".
НПБ 110-99 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудо-
вания, подлежащих защите автоматическими установками пожаротуше-
ния и автоматической пожарной сигнализацией".
НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взры-
вопожарной опасности".
ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом
потребности инвалидов и маломобильных групп населения".
ВСН 01-89 "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по
обслуживанию автомобилей"
ОНТП 01-91 /Росавтотранс/ "Общесоюзные нормы технологического
проектирования предприятий автомобильного транспорта".
"Нормы и правила планировки и застройки центральной части и
исторических зон г.Москвы".
РД-3112199-98 /Минтранс России/ "Требования пожарной безопас-
ности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства
на компримированном (сжатом) природном газе".
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зда-
ний, сооружений и помещений для стоянки (хранения) легковых авто-
мобилей (далее автостоянок) независимо от их организационно-право-
вой формы и формы собственности.
При размещении в указанных автостоянках газобалонных легковых
автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном углеводородном
газе (СУГ), и компримированном природном газе (КПГ) следует учиты-
вать дополнительные требования к помещениям, зданиям и сооружениям
ОНТП 01-91 и РД-3112199-98.
Помещения с размещением газобалонных легковых автомобилей
следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 21-02-99.
-5-
#1.2. Автостоянки могут размещаться ниже и выше уровня земли,
состоять из подземной и надземной частей, пристраиваться к зданиям
другого назначения или встраиваться в них, в том числе распола-
гаться под этими зданиями в подземных, цокольных или первых над-
земных этажах, в том числе под жилыми домами.
Надземные автостоянки могут быть с наружными стеновыми ограж-
дениями -закрытого типа и без наружных стеновых ограждений (только
с поэтажными парапетами) - открытого типа.
Парковка машин может осуществляться:
с участием водителей - по пандусам (рампам) или с использова-
нием грузовых лифтов;
без участия водителей - механизированными устройствами.
1.3. При отмене действующих нормативных документов, на кото-
рые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться
нормами, которые введены взамен отмененных.
1.4. Размещение автостоянок на территории города осуществля-
ется согласно СНиП 2.07.01-89, Нормам и правилам планировки и
застройки центральной части и исторических зон г.Москвы, МГСН
1.01-99.
На участках автостоянок следует предусматривать места сбора
отработанных масел, ветоши, отработанных аккумуляторов и др. от-
ходов.
Необходимо предусматривать озеленение участков: до 15-30
процентов территории, не занятой строениями.
1.5. Термины и определения приведены в обязательном приложе-
нии 1.
2.ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ
И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ
#2.1. Наземные автостоянки могут проектироваться не более 9
этажей, подземные - не более 8 подземных этажей. При определении
этажности здания цокольный этаж следует считать надземным этажом.
-6-
#2.2. Высота помещений в местах проезда и хранения автомоби-
лей, а также на путях эвакуации людей должна быть не менее 2,0 м
от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования.
2.3. Параметры одного машино-места, пандусов (рамп), проездов
на автостоянке определяюся проектом в зависимости от габаритов ав-
томашин, для которых проектируется автостоянка, и их маневреннос-
ти, а также с учетом технического оснащения (поворотные круги) и
планировочного решения автостоянки, в соответствии с нормами тех-
нологического проектирования.
#2.4. Состав и площади помещений автостоянок, в том числе
технического назначения, для обслуживающего персонала, санитарных
узлов и др. определяются заданием на проектирование в зависимости
от размеров автостоянок и особенностей их эксплуатации.
В состав автостоянки, кроме помещений для хранения автомоби-
лей, могут включаться только технические помещения для размещения
инженерного оборудования, обслуживающие автостоянку помещения, в
том числе для дежурных, для хранения противопожарного инвентаря и
др., а также помещения мойки автомашин, постов технического осмот-
ра (ТО), мелкого технического ремонта (ТР) для самообслуживания
владельцев автотранспорта.
#2.5. Число машино-мест в пристраиваемых или встраиваемых ав-
тостоянках определяется заданием на проектирование в соответствии
с оценкой вредных выбросов в атмосферу, а также с учетом особен-
ностей здания, к которому автостоянка пристраивается или в которое
встраивается.
Проектирование автостоянок под зданиями детских дошкольных
учреждений , школ, детских домов, спальных корпусов домов- интер-
натов и стационаров лечебных учреждений не допускается.
#2.6. Здания и сооружения автостоянок относятся по пожароо-
пасности к категории В (В1-В4).
#2.7. Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной
опасности закрытых надземных автостоянок, допустимое число этажей
и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать в
соответствии с табл. 1.
-7-
Таблица 1
+-------------+--------------+----------+------------------------+
|Степень |Класс |Допустимое|Площадь этажа в пределах|
|огнестойкости|конструктивной|количество|пожарного отсека, (м2), |
|здания |пожарной |этажей | не более |
|(сооружения) |опасности | +-----------+------------+
| | | |одноэтаж- | многоэтаж- |
| | | |ного | ного |
+-------------+--------------+----------+-----------+------------+
| | | | | |
| I, II | СО | 9 | 10400 | 5200 |
| | С1 | 2 | 5200 | 2000 |
| III | СО | 5 | 7800 | 3600 |
| | С1 | 2 | 3600 | 1200 |
| IV | СО | 1 | 5200 | - |
| | С1 | 1 | 3600 | - |
| | С2,С3 | 1 | 1200 | - |
| V | Не нормиру- | | | |
| | ется | 1 | 1200 | - |
Примечания:
1. Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число
этажей определяется как число полуэтажей, деленное на
два; площадь этажа определяется как сумма двух смежных
полуэтажей.
2. Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной
опасности автостоянки при индивидуальном или блокирован-
ном жилом доме не нормируется.
3. Специальные требования к автостоянкам с механизированными
устройствами парковки автомобилей изложены в разделе 4,
специальные требования к надстройке существующих автосто-
янок - в разделе 6.
4. Открытая стоянка автомобилей на эксплуатируемой кровле
без установки навеса не учитывается при подсчете надзем-
ных этажей, при устройстве навеса - она включается в
число надземных этажей и требует устройства закольцован-
ных сухотрубов в соответствии с п.5.7 настоящих норм.
Автостоянки на эксплуатируемой кровле должны быть обеспе-
чены эвакуационными выходами в соответствии с п.2.23 нас-
тоящих норм. Установка временных укрытий для автомобилей
(типа"ракушка" и др.) на эксплуатируемой кровле не до-
пускается.
-8-
#2.8. Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначе-
ния, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами
1-го типа.
#2.9. Сооружения автостоянок, встроенных в здания другого
назначения должны иметь степень огнестойкости не менее степени ог-
нестойкости здания, в которое они встраиваются с учетом табл.1 и
отделяться от помещений этих зданий противопожарными стенами и пе-
рекрытиями I типа.
Предел огнестойкости перекрытий и стен, отделяющих автостоян-
ку, встроенную в коттедж, блокированный жилой дом или пристроенную
к ним, не нормируются.
Помещения, встроенные в здание автостоянки и не относящиеся к
ней, должны отделяться от помещений автостоянки противопожарными
стенами и перекрытиями Iтипа и проектироваться в соответствии с
действующими нормами.
#2.10. При размещении автостоянок под жилыми домами (в под-
земных или первых надземных этажах) жилые комнаты непосредственно
над помещениями хранения автомобилей размещать не допускается,
т.е. названные помещения необходимо разделять нежилым помещением
(этажом).
Над проемами въездных (выездных) ворот встроенных автостоянок
следует предусматривать козырьки согласно ВСН 01-89.
Указанные в настоящем пункте требования не распространяются
на автостоянки коттеджей, блокированных жилых домов и квартир с
самостоятельным выходом на участок, расположенных в первых этажах
многоквартирных жилых домов.
2.11. В автостоянках для постоянного хранения автомобилей,
имеющих 200 и более машиномест, необходимо предусматривать мойку
автомобилей с очистными сооружениями и оборотной системой водос-
набжения согласно СНиП 2.04,03-85 и технологическим нормам.
2.12. Количество постов и тип мойки (ручная или автоматичес-
кая)принимается проектом из условия организации 1 поста на 200 ма-
шиномест и далее 1 пост на каждые последующие полные и неполные
200 машиномест и фиксируется в задании на проектирование.
-9-
Допускается вместо устройства мойки использование существую-
щих городских моечных пунктов, располагающихся в радиусе не более
400 м от проектируемого объекта.
#2.13. В подземных автостоянках мойку автомобилей, посты тех-
нического осмотра (ТО), мелкого технического ремонта (ТР), помеще-
ния технического персонала, насосные пожаротушения и водоснабже-
ния, трансформаторные с сухими трансформаторами допускается разме-
щать не ниже первого (верхнего) этажа подземного сооружения. Раз-
мещение других технических помещений подземной автостоянки (авто-
матические насосные станции для откачки воды при тушении пожара,
откачки грунтовых вод и других утечек воды; водомерные узлы, поме-
щения электроснабжения, вентиляционные камеры, тепловые пункты и
др.) не ограничивается. ТО и ТР в автостоянках, размещаемых под
жилыми домами предусматривать не допускается.
#2.14. Помещения по обслуживанию автомобилей, кроме указанных
в п.2.13, не допускается размещать в подземных этажах. Эти помеще-
ния допускается предусматривать пристроенными или встроенными в
здание автостоянки при условии отделения их противопожарными сте-
нами 2-го типа (или противопожарными перегородками 1-го типа) с
соответствующими противопожарными дверями (воротами) и глухими
противопожарными перекрытиями 3-го типа. Устройство выездов из по-
мещения хранения автомобилей через помещения ТО и ТР не допускает-
ся.
Сообщение помещений автостоянок всех видов с помещениями дру-
гого назначения (не входящими в комплекс автостоянки) допускается
через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре и дренчерными за-
весами над проемом со стороны автостоянки с автоматическим пуском
в соответствии со СНиП 2.04.09-84.
#2.15. В помещениях для хранения автомобилей автостоянок всех
видов допускается предусматривать не более двух машиномест для
разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, смеж-
ное с автостоянкой. При этом планировочное решение должно исклю-
чать возможность складирования в названных местах автостоянки то-
варов, тары и др.
#2.16. При разделении машиномест в надземных автостоянках
закрытого типа перегородками на боксы, из которых нет автономных
-10-
выездов наружу, ворота в указанных боксах, как правило, должны
предусматриваться в виде сетчатого негорючего ограждения. Допуска-
ется устройство ворот в виде сплошного негорючего ограждения, при
условии устройства над ними сетчатого негорючего ограждения высо-
той не менее 0,5 м. Перегородки, разделяющие боксы, следует проек-
тировать сплошными, без проемов с пределом огнестойкости не менее
EI 15.
Требования этого пункта относятся только к надземным автосто-
янкам закрытого типа (в т.ч. обвалованным), в подземных (в т.ч.
обвалованных) - устройство боксов не допускается.
2.17. Здания (сооружения) автостоянок с подземной частью,
следует проектировать в соответствии с требованиями МГСН 2.07-97
раздел 10, СНиП 2.06.15-85 и других нормативных документов, дейс-
твующих на территории Москвы.
#2.18. Междуэтажные перекрытия автостоянок с изолированными
рампами (п.2.27) не должны иметь проемов, щелей и т.д. через кото-
рые возможно проникновение дыма. Зазоры в местах прохода инженер-
ных коммуникаций через междуэтажные перекрытия должны иметь уплот-
нения, обеспечивающие дымо- и газонепроницаемость и пределы ог-
нестойкости не менее установленных для указанных перекрытий.
2.19. Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воз-
действию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механи-
зированную) уборку помещений.
#2.20. Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной
опасности подземных автостоянок и допустимое количество этажей
следует принимать по табл.2, при этом площадь этажа в пределах по-
жарного отсека не должна превышать 3000 м2.
Таблица 2
+------------------+---------------------+------------------+
| Степень огнестой-| Класс конструктивной| Допустимое коли- |
| кости здания | пожарной опасности | чество этажей |
| (сооружения) | | |
| * | СО | 8 |
| I | СО | 5 |
| II** | СО | 3 |
*- По специальным техническим условиям, согласованным УГПС
ГУВД г.Москвы;
**- Для отдельно стоящих автостоянок.
-11-
#2.21. Пожарные отсеки должны разделяться между собой проти-
вопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа с соответствующими
противопожарными воротами и дверями.
#2.22. Двери и ворота в противопожарных стенах (перегород-
ках), в тамбур-шлюзах должны закрываться автоматическими устройс-
твами, сблокированными с пожарной автоматикой, и вручную. Дымовые
пожарные извещатели следует устанавливать с двух сторон от закры-
ваемого проема.
#2.23. Количество эвакуационных выходов, выездов (въездов) с
этажей автостоянки, а также их проектирование должно предусматри-
ваться в соответствии с требованиями СНиП 21-02-99.(п.5.11;5.14).
В подземных и наземных автостоянках вместимостью до 100 маши-
номест допускается вместо рамп предусматривать устройство грузовых
лифтов для транспортировки автомобилей. При размещении автостоянок
на двух и более этажах необходимо не менее двух грузовых лифтов в
шахтах с подпором воздуха при пожаре, ограждающие конструкции ко-
торых должны быть с пределами огнестойкости не менее пределов ог-
нестойкости междуэтажных перекрытий. Двери лифтовых шахт должны
иметь предел огнестойкости ЕI 60. Перед поэтажными входами в лифты
следует предусматривать дренчерные завесы с автоматическим пуском
при пожаре и воздушные завесы согласно требованиям п.2.26.
#2.24. Допускается устройство одного из двух выездов через
смежный пожарный отсек при устройстве дренчерной завесы с автома-
тическим пуском при пожаре над проемом с противопожарными воротами
1-го типа..
#2.25. Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек вбли-
зи ворот или в воротах следует предусматривать противопожарную
дверь (калитку).Высота порога калитки не должна превышать 15 см.
#2.26. Общие для всех этажей стоянки пандусы (рампы), пред-
назначенные для въезда (выезда), при двух и более этажах автостоя-
нок должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от поме-
щений для хранения автомобилей, мойки, ТО и ТР противопожарными
стенами, воротами, тамбур-шлюзами в соответствии с требованиями
-12-
СНиП 21-02-99 (п.5.12). В подземных автостоянках допускается вза-
мен тамбур-шлюзов перед въездом в изолированные рампы с этажей
предусматривать устройство противопожарных ворот 1-го типа с воз-
душной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей,
посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов, со
скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с., при начальной толщи-
не струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемо-
го проема.
В наземных автостоянках допускается предусматривать взамен
противопожарных ворот в изолированных рампах автоматические уст-
ройства (противодымные экраны),выполненные из негорючих материалов
с вертикальными направляющими и перекрывающие поэтажно проем рампы
при пожаре не менее чем на половину его высоты с автоматической
водяной дренчерной завесой в две нитки с расходом воды 1 л/с на
метр ширины проема.
#2.27. Устройство неизолированных рамп допускается в наземных
автостоянках:
при реконструкции существующих зданий автостоянок I и II сте-
пени огнестойкости; при этом должны быть предусмотрены пожарный
отсек ( отсеки), определяемые как сумма площадей этажей, соединен-
ных неизолированными рампами.Площадь такого противопожарного отсе-
ка не должна превышать 10400 м2;
в зданиях до 3 этажей включительно I и II степени огнестой-
кости при суммарной площади этажей не более 10400 м2;
в автостоянках открытого типа.
При оборудовании автостоянок спринклерной системой пожароту-
шения по всей площади этажа, включая рампы (пандусы), и защитой
проемов, соединяющих этажи (полуэтажи), автоматическими устройс-
твами (противодымными экранами), перекрывающими указанные проемы
на этаже (полуэтаже) при пожаре (п. 2.26), допускается устройство
неизолированных рамп в наземных автостоянках до 6 этажей включи-
-13-
тельно и подземных до 2 этажей. Устройство общей неизолированной
рампы между подземными и наземными этажами не допускается.
2.28. Продольные и поперечные уклоны рамп принимаются в про-
екте согласно технологическим требованиям. Необходимость устройс-
тва пешеходной дорожки по рампе определяются проектом. Покрытие
рампы и пешеходных дорожек должно исключать скольжение.
#2.29. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны
быть оснащены ориентирующими водителя указателями.
2.30. Грузовые лифты для транспортировки автомобилей должны
отвечать требованиям Правил устройства и безопасности эксплуатации
лифтов. Габариты и грузоподъемность грузовых лифтов определяются
заданием на проектирование с учетом типов автомашин и особенностей
объемно-планировочного решения автостоянки согласно технологичес-
ким требованиям.
#2.31. Въезд в грузовой лифт (выезд из него) на посадочном
этаже автостоянок всех типов необходимо предусматривать непосредс-
твенно с улицы, допускается въезд (выезд) из тоннеля, имеющего не-
посредственную связь с улицей в соответствиями с требованиями МГСН
4.04-94, п.1.5.
2.32. Необходимость устройства лифтов для людей в автостоян-
ках всех типов определяется заданием на проектирование и проектом.
2.33.Пределы огнестойкости ограждающих конструкций и дверей
(ворот) шахт лифтов должны соответствовать требованиям, изложенным
в таб.1 СНиП 21-02-99 и НТБ 250-97.
#2.34. Лифты автостоянок, кроме имеющих режим "перевозка по-
жарных подразделений", оборудуются автоматическими устройствами,
обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной поса-
дочный этаж, открывание дверей и последующее отключение.
#2.35. Лестничные клетки и шахты лифтов автостоянок должны
быть с подпором воздуха при пожаре:
при двух и более подземных этажах;
если лестничные клетки и лифты связывают подземную и наземную
части автостоянки;
-14-
если лестничные клетки и лифты связывают подземную автостоян-
ку с наземными этажами здания другого назначения.
Допускается применять вместо незадымляемых лестничных клеток
типа Н2 незадымляемые лестничные клетки типа Н3. В одноэтажных
подземных автостоянках лестничные клетки, имеющие только непос-
редственные выходы наружу, могут быть выполнены без подпора возду-
ха при пожаре.
#2.36. Лестничные клетки и лифтовые шахты, обеспечивающие
функциональную связь подземной автостоянки с наземной частью зда-
ния другого назначения, допускается проектировать в соответствии с
МГСН 4.04-94 (п.*) 2.36).
#2.37. Устройство в жилых домах и в расположенных под ними
автостоянках общих лестничных клеток и лифтов не допускается. В
частных жилых домах при размещении под ними автостоянок допускает-
ся проектировать общие лестничные клетки и лифты по согласованию с
органами государственного пожарного надзора.
В жилых домах I категории и в многофункциональных зданиях при
размещении под ними автостоянок допускается проектировать общие
шахты лифтов, имеющих режим " перевозка пожарных подразделений";
при условии выполнения на этажах автостоянки двойного шлюзования с
подпором воздуха в оба шлюза и устройства дренчерной завесы в со-
ответствии с п.2.14.
Из расположенной под жилым домом автостоянки допускается пре-
дусматривать до вестибюля на первом этаже устройство лифта без его
продолжения на вышележащие этажи (с учетом требований п 2.14 нас-
тоящих норм) и без выхода в технические этажи, при этом лестничная
клетка жилого дома, кроме выхода в вестибюль должна иметь выход
непосредственно наружу.
#2.38. В подземных автостоянках с 3 этажами и более и в на-
земных автостоянках с 5 этажами и более следует предусматривать на
каждый пожарный отсек не менее одного лифта, имеющего режим работы
"перевозка пожарных подразделений" согласно НПБ 250-97.
2.39. Выходы на кровлю автостоянки следует проектировать в
соответствии со СНиП 2.09.02-85* и СНиП 21-01-97.
-15-
3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
3.1. Инженерные системы и оборудование автостоянок следует
проектировать в соответствии со СНиП 21-02-99 и настоящими норма-
ми.
3.2. Необходимость оснащения автостоянки хозяйственно-пить-
евым водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией, отоплени-
ем, электроснабжением, необходимость устройства санитарных узлов
определяется заданием на проектирование с учетом размеров автосто-
янки, режима ее эксплуатации, условий подключения к городским ин-
женерным коммуникациям и в соответствии с настоящими нормами.
#3.3. Инженерные системы, обеспечивающие пожарную безопас-
ность автостоянок вместимостью более 50 машиномест, встроенных
(пристроенных) в здания другого назначения, должны быть автономны
от инженерных систем этих зданий, при вместимости 50 и менее маши-
номест разделение указанных систем не требуется, кроме системы
вентиляции (в т.ч. противодымной). Допускается объединение групп
насосов с учетом объема максимального расхода воды при тушении
пожара.
В случае транзитной прокладки через помещения автостоянки ин-
женерных коммуникаций, принадлежащих зданию, в которое встроена
(пристроена) автостоянка, указанные коммуникации, кроме водопрово-
да, канализации и теплоснабжения из металлических труб, должны
быть изолированы строительными конструкциями с пределом огнестой-
кости не менее ЕI 150.
3.4. Вентиляторы вытяжных систем и систем дымоудаления авто-
стоянок, расположенных под зданием другого назначения, рекоменду-
ется размещать на технических этажах, чердаках или на кровле зда-
ния с соблюдением нормативных требований по шумо- и виброизоля-
ции".
#3.5. Обслуживающие автостоянку с изолированными рампами ин-
женерные коммуникации (водопровод, канализация и теплоснабжение),
проходящие через перекрытия, должны выполняться из металлических
труб; кабельные сети, пересекающие перекрытие, также должны прок-
-16-
ладываться в металлических трубах или в коммуникационных нишах
(коробах), имеющих предел огнестойкости конструкций в соответствии
со СНиП 21-01-97*.
В подземных автостоянках электрокабели и провода следует при-
менять с оболочкой, не распространяющей горение; электрокабели,
питающие противопожарные устройства, не должны одновременно ис-
пользоваться для подводки к другим токоприемникам.
#3.6. Инженерные системы автостоянок и оборудование, связан-
ные с пожаротушением (водоснабжение, электроснабжение установок
пожаротушения, сигнализации, эвакуационного освещения, оповещения,
пожарного лифта, пожарных насосов, в том числе для откачки воды
при пожаре, вентиляторов противодымной защиты), относятся к I ка-
тегории надежности.
#3.7. Автоматическое пожаротушение (в соответствии со СНиП
2.04.09-84) следует предусматривать в зданиях и сооружениях автос-
тоянок закрытого типа:
пристроенных к зданиям другого назначения или встроенных в
эти здания вместимостью более 10 автомобилей;
подземных:
при 2 этажах и более;
I и II степени огнестойкости наземных одноэтажных площадью
7000 м2 и более; IIIа (не ниже IV,СО по СНиП 21-01-97*) степени
огнестойкости площадью 3600 м2 и более;
с механизированными устройствами парковки автомобилей без
участия водителей.
Автостоянки I и II степени огнестойкости наземные одноэтажные
площадью менее 7000 м2 и автостоянки IIIа степени огнестойкости
площадью менее 3600 м2 оборудуются автоматической пожарной сигна-
лизацией в соответствии со СНиП 2.04.09-84.
В одно-двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредс-
твенным выездом наружу из каждого бокса автоматическую пожарную
сигнализацию допускается не предусматривать.
-17-
В одно-трех этажных зданиях автостоянок I и II степени огнес-
тойкости с выездом из каждого бокса непосредственно наружу и пред-
назначенных для хранения личных автомобилей граждан, допускается
не предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, автомати-
ческое и внутреннее пожаротушение независимо от площади застройки,
при условии выделения указанных боксов противопожарными перегород-
ками I-го типа и воротами с пределом огнестойкости Е15 и конструк-
тивной пожарной опасности конструкций КО.
В отдельностоящих одноэтажных обвалованных автостоянках I и
II степени огнестойкости вместимостью до 100 машиномест и в двухэ-
тажных автостоянках вместимостью до 50 машиномест на каждом этаже
допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение. При
этом автостоянки следует оборудовать спринклерной системой по уп-
рощенной схеме, т.е. без пожарных насосов, с устройством закольцо-
ванного сухотруба с обратными клапанами или задвижками, управляе-
мыми снаружи у патрубков, выведенных для подключения пожарной тех-
ники.
#3.8. Внутренний противопожарный водопровод автостоянок сле-
дует проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01-85. В одно-двух-
этажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом на-
ружу из каждого бокса противопожарный водопровод допускается не
предусматривать.
#3.9. Противопожарный водопровод и система автоматического
пожаротушения в подземных автостоянках и надземных с 3 этажами и
более должны выполняться отдельно с выведенными наружу патрубками
диаметром 89 (77) мм. оборудованными вентилями и соедительными
головками. Число патрубков должно предусматриваться, исходя из
условия обеспечения подачи расчетного количества огнетушащих
веществ через установки автоматического пожаротушения и сеть
внутреннего водопровода при использовании передвижной пожарной
техники. Соединительные головки необходимо размещать снаружи с
расчетом установки одновременно не менее 2 пожарных автомобилей.
При вместимости автостоянки до 100 машиномест включительно
-18-
допускается не разделять указанные системы и не предусматривать
для них раздельные группы насосов.
3.10. Необходимость устройства противопожарного водопровода,
автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализа-
ции в автостоянках, пристроенных (встроенных) к коттеджам и блоки-
рованным жилым домам, определяются заданием на проектирование.
#3.11. На питающей сети между пожарными насосами и сетью про-
тивопожарного водопровода следует предусматривать обратные клапа-
ны.
#3.12. В перекрытиях автостоянок следует предусматривать уст-
ройства для отвода воды при тушении пожара.В подземных автостоян-
ках трубопроводы для указанного отвода воды должны быть раздельны-
ми для каждого подземного этажа.
#3.13. Автоматические насосные станции для откачки воды при
тушении пожара, удаления грунтовых вод и других утечек должны быть
оснащены резервуарами для сбора воды вместимостью согласно расче-
та, но не менее 2м3.
#3.14. Отопление, вентиляцию и противодымную защиту автостоя-
нок следует проектировать с учетом требований СНиП 2.04.05-91*,
ВСН 01-89, ОНТП 01-91 и настоящих норм.В неотапливаемых наземных
автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим
побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от
проемов в наружных ограждениях более, чем на 20 м.
#3.15. Допускается в объемах одной автостоянки предусматри-
вать общие для всех этажей (в пределах обслуживаемого пожарного
отсека) системы приточно-вытяжной общеобменной вентиляции при вы-
полнении противопожарных мероприятий, изложенных в пункте 3.16.
#3.16. В вентиляционных воздухоотводах в местах их пересече-
ния с противопожарными преградами, а также в местах присоединения-
горизонтальных воздуховодов к вертикальным коллекторам и шахтам
должны устанавливаться огнезадерживающие клапаны с пределом огнес-
тойкости ЕI 60.
Конструкции воздуховодов, транзитных для данного помещения (в
пределах обслуживаемого пожарного отсека) должны предусматриваться
-19-
с пределом огнестойкости не менее EI 60, а за пределами пожарного
отсека - воздуховоды с пределом огнестойкости EI 150.
#3.17. Вытяжные вентиляционные шахты автостоянок вместимостью
100 машиномест и менее необходимо размещать на расстоянии не менее
15 м от многоквартирных жилых домов: участков детских дошкольных
учреждений. Вентиляционные отверстия указанных шахт должны предус-
матриваться не ниже 2м над уровнем земли. При вместимости автосто-
янок более 100 машино-мест расстояние от вентиляционных шахт до
указанных зданий и возвышение их над уровнем кровли сооружения оп-
ределяется расчетом рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шу-
ма на территории жилой застройки.
#3.18. Приточно-вытяжную противодымную вентиляцию автостоянок
следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.04.05-91* и
настоящих норм.Вытяжная противодымная вентиляция должна обеспечи-
вать удаление продуктов горения при пожаре:
- из помещений хранения автомобилей подземных и надземных
автостоянок закрытого типа;
- из коридоров без естественного освещения;
- объемов изолированных рамп.
через вытяжные шахты
В подземных одноэтажных и на последнем верхнем этаже многоэ-
тажных автостоянок закрытого типа допускается предусматривать при-
менение вытяжной противодымной вентиляции с естественным побудите-
лем тяги.
В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается
присоединять дымовые зоны не более 3000 м2 на каждом подземном
этаже, при условии расчета требуемого количества дымовых клапанов
и мест их установки в пределах указанного пожарного отсека. Коли-
чество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормиру-
ется.
#3.19. Пуск в действие систем противодымной защиты должен
осуществляться автоматически (от автоматической пожарной сигнали-
зации или автоматической установки пожаротушения) и дистанционно
-20-
(с пульта диспетчера и от кнопок, устанавливаемых в шкафах пожар-
ных кранов или у эвакуационных выходов с этажей).
#3.20. Предел огнестойкости шахт дымоудаления должен предус-
матриваться не менее требуемых пределов огнестойкости пересекаемых
перекрытий, а поэтажных ответвлений воздуховодов от шахт не менее
EI 60. Пределы огнестойкости дымовых клапанов должны быть не менее
ЕI 60.
Каждая шахта должна обслуживаться отдельным вытяжным вентиля-
тором, сохраняющим работоспособность при температуре 600оС не ме-
нее 1ч. или 400оС не менее 2 ч.в зависимости от расчетных значений
температуры удаляемых продуктов горения. Допускается применение
устройств, обеспечивающих снижение температуры газов до пределов,
установленных паспортными данными вентиляторов. Требуемые расходы
дымоудаления, число шахт и дымовых клапанов определяется расчетом.
#3.21. Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая там-
бур-шлюзы, шахты лифтов и лестничные клетки, должна предусматри-
вать подачу воздуха через нормально закрытые противопожарные кла-
паны с пределом огнестойкости не менее E 160, оборудованные авто-
матическим дистанционным и ручным управлением приводов. Параметры
приточной противодымной вентиляции необходимо определять расчетом
согласно СНиП 2.04. 05-91*.
#3.22. Для удаления продуктов горения из изолированных рамп
следует предусматривать вытяжную противодымную вентиляцию с уста-
новкой дымовых клапанов в верхней части защищаемых объемов рамп.
Допускается применение вытяжной противодымной вентиляции с ес-
тественным побуждением тяги при обеспечении подачи наружного воз-
духа в нижнюю часть объема рампы от приточной противодымной вен-
тиляции. Выброс дыма может быть предусмотрен через наружный проем
рампы при оснащении ворот въезда-выезда автоматически и дистанци-
онно управляемыми приводами. Над наружным проемом рампы должен
быть установлен козырек из негорючих материалов шириной не менее
ширины наружного проема, и отстоящий от плоскости фасада на расс-
тоянии не менее 1,2 м.
-21-
3.23. Электротехнические устройства автостоянок должны проек-
тироваться согласно требованиям Правил устройства электроустановок
(ПУЭ), ВСН 01-89 и настоящих норм.
#3.24. В автостоянках с системами пожарной автоматики на пу-
тях эвакуации необходимо предусматривать световые указатели, подк-
люченные к сети эвакуационного освещения. Указатели следует уста-
навливать на высоте 2 м и 0,5 м от пола. Световые указатели мест
установки соединительных головок для подключения передвижной по-
жарной техники необходимо подключать к сети эвакуационного освеще-
ния. На фасадах сооружения автостоянки необходимо предусматривать
установку светоуказателей расположения гидрантов. Световые указа-
тели должны включаться автоматически при срабатывании систем по-
жарной автоматики.
В системе электроснабжения следует предусматривать устройс-
тва защитного отключения.
3.25. Пожарную сигнализацию автостоянок необходимо проектиро-
вать в соответствии со СНиП 2.04.09-84 и настоящими нормами.
#3.26. Автостоянки с подземной частью вместимостью более 100
машиномест необходимо оборудовать системой оповещения и управления
эвакуацией при пожаре (СОУЭ), в которую включается: диспетчерский
пульт управления, сеть громкоговорящих устройств и линий связи;
световые указатели направления движения к выходам. Диспетчерский
пульт должен размещаться не ниже первого подземного этажа и иметь
непосредственный выход наружу или на лестничную клетку, ведущую
наружу. В помещении диспетчерского пульта должны находиться уст-
ройства управления всеми системами противопожарной защиты автосто-
янки.
#3.27. Автостоянки с 2 подземными этажами и более следует
оборудовать полуавтоматической речевой системой оповещения (с ис-
пользованием микрофона). Для этой цели может быть использована ра-
диотрансляционная сеть. Слышимость должна быть обеспечена в любом
месте (помещении) автостоянки при работающем двигателе машины. В
других случаях в автостоянках, оснащенных системами пожарной авто-
-22-
матики, необходимо предусматривать подачу тревожного звукового
сигнала (сирена и т.п.), включение которого осуществляется при
срабатывании указанных систем.
Сети системы оповещения должны быть выполнены с учетом требо-
ваний, предъявляемых к сетям пожарной сигнализации.
3.28.При оценке загрязнения атмосферы выбросами от автомашин,
размещаемых на автостоянке, следует руководствоваться требования-
ми, приведенными в обязательном приложении 2.
4.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОСТОЯНКАМ
С МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ПАРКОВКИ
АВТОМОБИЛЕЙ БЕЗ УЧАСТИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
4.1 Состав и площади помещений, параметры автостоянки с ме-
ханизированным устройством определяются с техническими особеннос-
тями используемой системы парковки автомобилей.
#4.2. Управление механизированным устройством, контроль за
его работой и пожарной безопасностью автостоянки должны осущест-
вляться из помещения, расположенного на посадочном этаже, диспет-
чером или автоматически.
4.3. Автостоянки с механизированным устройством необходимо
оборудовать установками автоматического пожаротушения согласно
СНиП 2.04.09-84.
#4.4. Для подключения автоматических установок пожаротушения
к передвижной пожарной технике следует предусматривать сухотрубы с
соединительными головками (согласно п.3.8), обеспечивающими рас-
четный расход воды.
#4.5. Размещение оросителей системы автоматического водяного
пожаротушения должно обеспечивать орошение остекленных поверхнос-
тей автомобиля. Свободный напор у действующего оросителя должен
быть не менее 0,05 МПа.
#4.6. Автостоянки с механизированными устройствами допускает-
ся проектировать наземными и подземными. Пристраивать наземные ав-
-23-
тостоянки к зданиям другого назначения допускается только к глухим
стенам, имеющим предел огнестойкости не менее REJ 150.
#4.7. Блок автостоянки с механизированным устройством может
иметь вместимость не более 100 машиномест и высоту сооружения не
более 28 м.В случае компоновки автостоянки из нескольких блоков их
следует разделять противопожарными перегородками с пределом огнес-
тойкости не менее REJ 45 для наземных и REJ 150 - для подземных. К
каждому блоку должен быть предусмотрен подъезд для пожарных машин.
При высоте сооружения до 15 м. над землей вместимость блока
допускается увеличивать до 150 машиномест.
#4.8. Автостоянки с механизированными устройствами допускает-
ся проектировать IV степени огнестойкости и класса конструктивной
пожарной опасности СО.
#4.9. В открытых наземных механизированных автостоянках, с
обеспечением проветривания и выполнением несущих конструкций с
пределом огнестойкости не менее REI 45, допускается не предусмат-
ривать автоматическое и внутреннее (от пожарных кранов) пожароту-
шение, а также пожарную сигнализацию. При этом сооружение такой
автостоянки должно быть оборудовано сухотрубом для целей внутрен-
него пожаротушения в соответствии с пунктом 5.7.
5.Специальные требования к автостоянкам открытого типа
#5.1. Требуемая степень огнестойкости, допустимые этажность и
площадь этажа автостоянки открытого типа в пределах пожарного отсе-
ка следует принимать по таблице 3.
-24-
Таблица 3
+------------+------------+-----------+-------------------------+
|Степень ог- |Класс конст-| Этажность | Площадь этажа в пределах|
|нестойкости |руктивной | пожарного | пожарного отсека, М2 |
|здания (со- |пожарной | отсека +-------------+-----------+
|оружения) |опасности | | Одноэтажного|Многоэтаж- |
| |здания | | здания |ного здания|
| |(сооружения)| | | |
+------------+------------+-----------+-------------+-----------+
| I, II | CO | 9 | 10400 | 5200 |
| | C1 | 2 | 3500 | 2000 |
| III | CO | 6 | 7800 | 3600 |
| | C1 | 2 | 2000 | 1200 |
| IV | CO | 6 | 7300 | 2000 |
| | C1 | 2 | 2600 | 800 |
В зданиях автостоянок ширина корпуса не должна превышать 40м.
5.2. В проемах наружных стен автостоянки открытого типа до-
пускается применение защитных устройств, обеспечивающих сквозное
проветривание автостоянки.
В защитных устройствах, начиная со второго этажа, через каж-
дые 30 метров следует предусматривать легко открывающиеся снаружи
фрамуги шириной не менее 0,7 м на всю высоту проема. Высота поэ-
тажных парапетов не должна превышать 1м. Для уменьшения воздейс-
твия атмосферных осадков могут предусматриваться козырьки из него-
рючих материалов над открытыми проемами. При этом должно обеспечи-
ваться сквозное проветривание этажа.
При необходимости выделения мест хранения автомобилей (бок-
сов) допускается применение только сетки из негорючих материалов.
При этом должно обеспечиваться сквозное проветривание этажа, раз-
мер ячейки сетки должен быть не менее 50х50 мм.
-25-
#5.3. Автостоянки для индивидуальных владельцев с закреплен-
ными машиноместами следует оборудовать установками автоматического
пожаротушения при размещении на этаже 100 и более машиномест.
#5.4. С каждого этажа следует предусматривать не менее двух
эвакуационных выходов в соответствии с таблицей 3.
В качестве эвакуационного пути допускается считать проход по
пандусам на полуэтаж к лестничным клеткам. Проход должен иметь ши-
рину не менее 80 см и на 10-15 см возвышаться над проезжей частью
(с устройством колесоотбоя).
#5.5. Конструкции лестничных клеток во всех зданиях открытых
стоянок,независимо от их степени огнестойкости, должны иметь пре-
дел огнестойкости и предел распространения огня, соответствующие
II степени огнестойкости по СНиП 21-01-97*.
#5.6. В сооружении автостоянки должны предусматриваться за-
кольцованные сухотрубы с обратными клапанами у патрубков, выведен-
ных наружу для передвижной пожарной техники. Пропускная способ-
ность сухотрубов должна рассчитываться на орошение каждой точки
автостоянки двумя струями не менее 5 л/сек. каждая от разных стоя-
ков. Сухотрубы со шкафами пожарных кранов должны иметь удобный
доступ со стороны лестничных клеток. Диаметр кранов на сухотрубах
должен быть 66 мм. На первом этаже следует предусматривать отапли-
ваемое помещение для хранения противопожарного инвентаря.
#5.7. В зданиях автостоянок более 6 этажей следует предусмат-
ривать лифты, которые должны соответствовать требованиям НПБ
250-97.
#5.8. Все встроенные и встроенно-пристроенные помещения, не
относящиеся к автостоянке (в т.ч. автомагазины и др.), должны от-
деляться от пространства автостоянки противопожарными стенами и
перекрытиями I типа и проектироваться в соответствии с действующи-
ми нормами.
Помещения дежурного и помещения для хранения противопожарного
инвентаря должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализа-
цией.
-26-
#5.9. В автостоянках открытого типа предусматривается ес-
тественная вентиляция за счет проветривания.
6.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАДСТРОЙКЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОСТОЯНОК
6.1. При проектировании надстройки (реконструкции) существую-
щих автостоянок следует руководствоваться требованиями настоящих
норм к проектированию автостоянок закрытого и открытого типа.
6.2. Существующие автостоянки, подлежащие надстройке, могут
быть одноэтажными (плоскостными), заглубленными в землю, подземны-
6.3. Включение или не включение существующей автостоянки в
объем надстройки определяется заданием на проектирование и проек-
том.
#6.4. В случае, если в объем надстройки существующая автосто-
янка не включается, надстраиваемая и существующая части автостоян-
ки должны иметь раздельные конструкции, въезды и выезды. Увязка
инженерных коммуникаций обеих частей автостоянки определяется про-
ектом.
#6.5. Несущие опоры и нижнее перекрытие, надстройки, должны
иметь предел огнестойкости не менее REJ 150.
#6.6. Площадь этажа надстраиваемого корпуса следует принимать
по табл. 1 и 3 настоящих норм.
Ширина корпуса надстройки должна быть не более 40 м. Между
покрытием плоскостной автостоянки и перекрытием, на котором возво-
дится надстройка, предусматривается пространство (зазор) высотой
не менее 0,8м для обеспечения естественного проветривания. Ограж-
дение и использование этого пространства для складских и других
нужд не допускается.
Разрывы между корпусами должны составлять:
6 м. - для закрытых автостоянок ;
12 м. - для открытых автостоянок I-II степени огнестойкости;
15 м. - для открытых автостоянок IIIа степени огнестойкости.
-27-
В пределах разрывов существующие боксы подлежат сносу. Су-
ществующие боксы, расположенные под возводимыми корпусами и грани-
чащие с разрывом, должны быть защищены от него противопожарными
перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,5 ч. По высоте
эти перегородки не должны перегораживать зазор (0,8 м.) для про-
ветривания между покрытием боксов и перекрытием, на котором возво-
дится надстройка. Между корпусами могут предусматриваться отдель-
ные соединяющие проезды (проходы).
#6.7. Проезды плоскостной автостоянки, расположенные под над-
стройкой, должны иметь естественное или искусственное освещение.
#6.8. В случае осуществления надстройки из двух и более кор-
пусов разделение проездов плоскостной автостоянки воротами в гра-
ницах каждого корпуса не допускается.
#6.9. Каждый бокс плоскостной автостоянки, над которой возво-
дится надстройка,следует оборудовать спринклером с устройством за-
кольцованного сухотруба с обратными клапанами у патрубков, выве-
денных для подключения передвижной пожарной техники.
#6.10. В плоскостных автостоянках, расположенных непосредс-
твенно под надстраиваемыми корпусами, не допускается размещение
мастерских по ремонту автомобилей и др.
6.11. При осуществлении надстройки следует обеспечить безо-
пасность пользователей существующей плоскостной автостоянки в со-
ответствии с нормами по технике безопасности строительства.
-28-
Приложение 1
(обязательное)
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Основные термины и их определения приняты в соответствии со
СНиП 21-02-99.
ПЛОСКОСТНАЯ АВТОСТОЯНКА - площадка для открытого или закрыто-
го (в отдельных боксах или металлических тентах) хранения автомо-
билей в одном уровне.
ОБВАЛОВАННЫЕ АВТОСТОЯНКИ - наземные или заглубленные автосто-
янки с обвалованными грунтом наружными ограждающими конструкциями,
выступающими выше уровня земли.
ПАНДУС, РАМПА - наклонная конструкция, предназначенная для
самостоятельного перемещения автомобилей с уровня (на уровень)зем-
ли и на разные уровни автостоянки.
Пандус (рампа) может быть открытым, т.е. не имеющим покрытия
и полностью или частично стеновых ограждений, а также закрытым,
имеющим стены и покрытие, изолирующие его от внешней среды.
ПЕРВЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ЭТАЖ - верхний подземный этаж.
ПОДЗЕМНЫЙ ЭТАЖ - этаж при отметке пола помещений ниже плани-
ровочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ - основное помещение ав-
тостоянки, по назначению и использованию не относящееся к складс-
ким помещениям.
ПОСАДОЧНЫЙ ЭТАЖ - этаж основного входа в автостоянку.
ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ - этаж при отметке пола помещений ниже плани-
ровочной отметки земли на высоту не более половины высоты помеще-
ний.
-29-
Приложение 2
Требования к разработке разделов по охране окружающей
среды при проектировании стоянок легковых автомобилей.
1. Определение выбросов в атмосферу от автомобилей следует
производить по методике, изложенной в ОНТП 01-91, приложение 5,
при этом учитывать следующие исходные данные.
1.1 Удельные выбросы загрязняющих веществ (СО; СН; NОх) при
расчетах в проектах строительства автостоянок до 2005 г. следует
принимать по данным таблицы 4 приложения 5 ОНТП 01-91 по показате-
лям 2000 г. Показатели режимов содержания автомобилей на автосто-
янках при определении валовых выбросов принимать по данным приве-
денной ниже справочной таблицы (с учетом коэффициента усреднения
за год равного 0,5):
+-------------------------+---------------------------------+
| | автостоянки |
| +---------------+-----------------+
| | постоянного |кратковременного |
| Показатели | хранения |хранения |
| +-----+---------+------+----------+
| | ГСК |под жилы-| при |общего на-|
| | |ми домами|офисах|значения |
+-------------------------+-----+---------+------+----------+
|Общее количество выездов | | | | |
|автомобилей в час пик в | | | | |
|% от общего количества | 20 | 35 | 40 | 25 |
|машиномест | | | | |
|То же одновременно | | | | |
|въездов | 4 | - | 10 | 15 |
|% от общего количества | | | | |
|машиномест в стоянке в | | | | |
|холодный период года (при| | | | |
|отрицательных температу- | 10 | 30 | 35 | 20 |
|рах) | | | | |
|въездов | 2 | - | 8 | 12 |
|Общий разбор автомобилей | | | | |
|в наиболее напряженные | | | | |
|сутки в % от общего коли-| 70 | 80 | 150 | 250 |
|чества мест в стоянке | | | | |
-30-
#1.2 Указанное в таблице количество въездов в час следует
считать от общего количества машино-мест, обеспеченного одним въ-
ездом-выездом, но не менее 1 минуты на выезд одной машины.
#1.3 Удельные выбросы диоксида серы (SO2) следует принимать
по данным таблицы, приведенной ниже :
+-------------------------+-------+-----------------------------+
| | | Удельный пробеговый |
| | | выброс SO2, г/км |
| Тип автомобиля |Вид +---------------+-------------+
| |топлива|холодный период|теплый период|
| | | |закрытая ав- |
| | | |тостоянка |
+-------------------------+-------+---------------+-------------+
|Легковые автомобили | Б | 0,09 | 0,07 |
| Автобусы**: | | | |
|-особо малого класса | Б | О,090 | 0,070 |
|-малого класса | Б | 0,140 | 0,110 |
|-среднего класса | Б | 0,260 | 0,210 |
|-большого класса | Б | 0,330 | 0,260 |
|-большого класса | Д | 0,850 | 0,680 |
|-особо большого класса | Д | 0,970 | 0,780 |
------------------------+-------+---------------+-------------+
| Грузовые автомобили**: | | | |
|-особо малой грузоподъем-| | | |
| ности | Б | 0,100 | 0,080 |
|-малой грузоподъемности | Б | 0,130 | 0,109 |
|-средней грузоподъемности| Б | 0,220 | 0,180 |
|-большой грузоподъемности| Б | 0,280 | 0,240 |
|-большой грузоподъемности| Д | 0,850 | 0,680 |
|-особо большой грузоподъ-| | | |
| емности | Д | 0,970 | 0,780 |
Примечание :
1. Вид топлива : Б - бензин, Д - дизельное топливо
2. Для газобаллонных автомобилей (сжатый газ) удельные значе-
ния выбросов SO уменьшаются на 10% по сравнению с двигате-
лями, работающими на бензине.
3. Коэффициент влияния режима движения принимается равным 1,0.
4. Данные (**) приведены для случая размещения на стоянках
транспорта указанных видов. Для СО, СН, NОх удельные выбросы
принимать по показателям 2000 г., расчет выбросов . проводить
по ОНТП 01-91.
-31-
1.4 Удельные выбросы загрязняющих веществ от легковых автомо-
билей с дизельными двигателями принимать по данным таблицы, приве-
денной ниже
+-----------------------+---------------------------------------+
| Тип легкового автомо-| Удельные выбросы загрязняющих веществ,|
| биля с дизельным дви-| г/км |
| гателем | |
+-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
| | СО | СН | NOх | С | SO2 |
| Малого класса | 1,0 | 0,2 | 1,1 | 0,06 | 0,214 |
| Среднего класса | 1,8 | 0,4 | 1,9 | 0,10 | 0,250 |
Примечание:
1. Указанные в таблице значения удельных выбросов приведены
при средне-технической скорости движения - 10 км/час (для
открытых площадок); для закрытых помещений (при скорости
движения 5 км/час) значение выбросов СО и СН должны умно-
жаться на коэффициент 1,1.
2. Влияние температуры наружного воздуха (для автостоянок
открытого типа при t меньше 00С) следует учитывать умно-
жением значений выбросов СО и SО2 на коэффициент 1,2;
выбросов СН иС на коэффициент 1,5.
1.5 Определение количества выбросов загрязняющих веществ в ат-
мосферу при регулировке двигателя на автомобиле в гаражных услови-
ях (без ремонта двигателя) производить при следующих условиях:
-регулировка производится при различных оборотах двигателя на
холостом ходу в течение 10 мин., что эквивалентно пробегу автомо-
биля 1,7 км при средней скорости 10 км/час;
- количество регулировок определяется технологическим расчетом
(кратное ТО-2);
- регулировка производится только при наличии шлангового отсо-
са, при этом возможный прорыв выхлопных газов в помещение следует
принимать не более 10%.
#1.6 Для открытых автостоянок количество въездов и выездов
следует принимать соответственно 15 и 25 %.
2. Расчет вентиляции автостоянок следует производить при сле-
дующих исходных данных :
-32-
#2.1 Воздухообмен в автостоянках индивидуального (личного)
транспорта определяется расчетом при усредненном значении коли-
чества въездов и выездов соответственно равным 2 и 8 % от общего
количества машино-мест. При этом концентрацию оксида углерода (СО)
следует принимать 20 мг/куб. м. Объем воздухообмена не должен сос-
тавлять менее 150 куб.м/час на одно машино-место.
#2.2 Воздухообмен в автостоянках кратковременного хранения
при офисах и общего назначения определяется расчетом по максималь-
ным значениям количества въездов и выездов (п.1.1,таблица). При
этом, концентрацию оксида углерода (СО) следует принимать в зави-
симости от продолжительности пребывания людей, но не более 1,0 ча-
са, руководствуясь данными технологической части проекта и ГОСТа
"Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны"
(12.1.005-88).
#2.3 В подземных автостоянках вместимостью более 25 маши-
но-мест следует предусматривать установку резервного приточного
или вытяжного вентилятора.
3. Требования ОНТП 01-91 и настоящего приложения (при разра-
ботке раздела проекта по охране окружающей среды) относятся к про-
ектированию вновь строящихся автостоянок. Для реконструируемых
объектов или строящихся на территории действующих предприятий оп-
ределение выбросов от автотранспорта (при разработке раздела про-
екта по охране окружающей среды) производится отдельными расчета-
ми для каждого предприятия.
-33-
Приложение 3
(информационное)
Разъяснения о применении
требований СНиП 21-02-99,
ВСН 01-89 и НПБ 110-99
Управление технормирования Госстроя России и Главное управ-
ление Государственной противопожарной службы МВД России в письме
от 24.10.2000 N 9-18/527 и от 20.10.2000 N 20/22/3764 дали следу-
ющие разъяснения по вопросу применения требований СНиП 21-02-99,
ВСН 01-89, НПБ 110-99.
В связи с введением в действие с 01.07.2000 г. СНиП 21-02-99
"Стоянки автомобилей" требования ВСН 01-89 "Предприятия по обслу-
живанию автомобилей" Минавтотранса РСФСР в части проектирования
помещений и зданий для хранения легковых автомобилей следует счи-
тает недействующими.
Предприятия по обслуживанию автомобилей, перечисленные в пре-
амбуле ВСН 01-89 (автотранспортные предприятия и объединения,
станции технического обслуживания и др.), а также отдельные поме-
щения для технического обслуживания и ремонта легковых автомоби-
лей, предусматриваемые в составе автостоянок (по п.5.6 СНиП), сле-
дует проектировать с учетом требований ВСН. Необходимость устройс-
тва автоматического пожаротушения в помещениях постов ТО и ТР, ди-
агностирования и регулировочных работ определяется по разделу 6
ВСН (соответствующая ссылка на ВСН 01-89 имеется в п.2.10 НПБ
110-99), других производственных и складских помещений - по НПБ
110-99 в зависимости от их категории.
Необходимость устройства автоматического пожаротушения и по-
жарной сигнализации в автостоянках для легковых автомобилей регла-
ментируется СНиП 21-02-99 (п.п.6.28-6.32).
В пункте 6.29г) СНиП 21-02-99 установлено общее правило об
устройстве автоматического пожаротушения в автостоянках, встроен-
ных в здания другого назначения. Пункт 4.27.2 НПБ 110-99 содержит
-34-
допущение от этого правила для небольших (на 2 автомашины) стоя-
нок, располагаемых в цокольном и надземных этажах.
Выбор средств автоматического пожаротушения (водяное, пенное,
газовое, порошковое и т.п.) осуществляется проектной организацией
с учетом технологических и конструктивных особенностей защищаемых
помещений и технико-экономического обоснования. Допускается приме-
нение самосрабатывающих модулей и систем (порошковых, аэрозольных
и пр.), сертифицированных в установленном порядке. В этом случае
ворота в обособленных боксах следует предусматривать глухими, без
устройства отверстий, требуемых п.5.40 СНиП.
-35-
Верно: