МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЮЗДОРНИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ВИБРОУКАТАННОГО ЦЕМЕНТОБЕТОНА МОСКВА 1991 Содержатся указания по проектированию и строительству оснований и облегченных покрытий из виброукатанного бетона, а также по проектированию составов и приготовлению бетонных смесей. Предусмотрено изготовление цементобетона с повышенной плотностью щебеночно (гравийно)-песчаного каркаса. Показана эффективность покрытий из виброукатанного бетона по сравнению с традиционными покрытиями из виброуложенного бетона. ПРЕДИСЛОВИЕ “Методические рекомендации по строительству оснований и покрытий из виброукатанного цементобетона” направлены на расширение условий применения цементобетонов и повышение их экономичности и эксплуатационной устойчивости. Настоящие Методические рекомендации базируются на научно-исследовательских и экспериментальных данных, результатах опытно-производственного строительства и обследования объектов, выполненных трестами “Лендорстрой”, “Лендорстрой-2”, Северным управлением строительства, ПО “Ленавтодор”, “Архангельскавтодор”, Калининским и Пермским агропромдорстроями, Череповецким НПО “Астра”. Методические рекомендации разработали кандидаты технических наук А.О. Салль, В.П. Серов, инженеры С.К. Зайцева, Г.П. Иванов. Замечания и предложения по настоящей работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79, Союздорнии или 191065, г. Санкт-Петербург, ул. Герцена, 19, Ленинградский филиал Союздорнии. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. “Методические рекомендации по строительству оснований и покрытий из виброукатанного цементобетона” содержат указания по проектированию и строительству оснований и облегченных покрытий из виброукатанного бетона, а также по проектированию составов и приготовлению бетонных смесей. 1.2. Под облегченными бетонными покрытиями понимаются покрытия из цементобетона с толщиной и прочностью ниже, чем предусмотрено СНиП 2.06.02-85 для капитальных типов дорожных одежд. Допуская пониженные показатели уровня надежности и срока службы, следует предусмотреть строительство дорожных конструкций нового класса - с применением бетонных покрытий в дорожных одеждах облегченного типа. Ленинградским филиалом Союздорнии предлагаются два мало распространенных и изученных вида покрытий, которые имеют определенные преимущества перед традиционными покрытиями из виброукладываемых смесей. 1.3. Настоящие Методические рекомендации предусматривают изготовление цементобетона с повышенной плотностью щебеночно (гравийно) - песчаного каркаса, что достигается за счет уменьшения содержания в смеси цемента и воды и более интенсивного уплотнения по сравнению с практикуемыми традиционными более пластичными виброукладываемыми смесями и нормативными методами их уплотнения. 1.4. Покрытия из виброукатанного цементобетона рекомендуется укладывать в дорожные одежды облегченного типа сельских дорог, дорог общей сети III-IV категорий и на первой стадии при стадийном строительстве дорог I-II категорий и городских магистралей. 1.5. Эффективность покрытия из виброукатанного бетона по сравнению с традиционным покрытием из виброуложенного бетона с уплотнением бетоноукладочными машинами, площадочными вибраторами, виброрейками и др. определяется: экономией цемента (в 1,5-2,0 раза); существенным снижением стоимости трудовых и энергетических затрат на укладку бетонной смеси; возможностью пропуска автомобильного транспорта по незатвердевшему бетону и укладки его при отрицательной температуре; повышением устойчивости к усадочным воздействиям и действию воды и мороза. 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД 2.1. Толщина покрытия из виброукатанного бетона должна быть: не менее 16 см - при отсутствии защитного слоя, 14 см - при устройстве поверхностной обработки и 12 см - при укладке защитного асфальтобетонного слоя. 2.2. В основании дорожной одежды следует предусматривать укладку несущего слоя из сдвигоустойчивых материалов и при необходимости дополнительного песчаного слоя. Дорожная одежда должна обеспечивать сдвигоустойчивость земляного полотна, а ее верхняя часть, включающая покрытие и несущий слой основания, - сдвигоустойчивость песчаного слоя; проверку сдвигоустойчивости осуществляют согласно “Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа” ВСН 46-83 (М.: Транспорт, 1985). 2.3. При расчете на прочность модуль упругости слоя из виброукатанного бетона принимают в зависимости от класса бетона: Вbtb 4,0 - 1660 МПа, Вbtb 3,6 - 1600 МПа, Вbtb 3,2 - 1520 МПа, Вbtb 2,8 - 1420 МПа, Вbtb 2,0 - 1140 МПа, Вbtb 1,6 - 930 МПа, Вbtb 1,2 - 780 МПа. 2.4. Дорожные одежды с покрытиями из виброукатанного бетона относят к типу облегченных, допуская возможность образования сетки трещин с размерами ячеек не менее 0,5-1< |