СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ИНСТРУКЦИЯ о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95 Издание официальное Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) Москва 1995 ПРЕДИСЛОВИЕ 1.Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Минстроя России. СОДЕРЖАНИЕ:
Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно - гражданского и общественного назначения. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ИНСТРУКЦИЯ о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства Дата введения 1995.07.01
Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико - экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений * на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса в строительстве.
2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией. 3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93г. N585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г.N 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
проектов строительства: -объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации; -объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации; -объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита; -экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России; -потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
проектов строительства: -объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга; -объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).
ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ
4.3. Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам). 4.4. При необходимости экспертный орган по вопросам, относящимся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства. 4.5. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения. При установлении некомплектности проектной документации экспертный орган уведомляет заказчика о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае экспертным органом может быть также принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования. 4.6 При повторной экспертизе представляются: пояснительная записка к доработанному по замечаниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями; проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения. 5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованням, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта ; _________________________ * основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства _________________________ наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора; хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов; выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы); обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах; достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающий природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрыво-пожарной и пожарной безопасности; соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям; достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения; оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости ; обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования; оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов; наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов; обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях); оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций; обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой; оценка проектных решений по организации строительства; достоверность определения стоимости строительства; оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА. 6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения приведены в приложении "А", а объектов жилищно-гражданского и общественного назначения - в приложении "Б". 6.2. Экспертное эаключение должно содержать: краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства; конкретные замечания и предложения по принятым проектный решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой); общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта; рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании: рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта. По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации). 6.3. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям-разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий. 6.4. Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект, инстанцию. 6.5. При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства. В конкретных экспертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя экспертного органа, утверждающего выводы экспертизы, является обязательной. 7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. 7.1.Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов строительства принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы и, как правило, не должны превышать 45 дней. В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен по решению руководства экспертного органа. 7.2.Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней. 7.3.Сроки проведения экспертизы проектов строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором. 7.4. Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продолжительности комплексной экспертизы проекта строительства . 7.5. Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы - дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции. Приложение А (обязательное) ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения ........................................................... ...........................................................(наименование объекта и его месторасположение) 1.Заказчик 2.Инвестор, источники финансирования 3.Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы 4.Подрядная строительная организация (если она определена) 5. Основание для разработки: - задание на проектирование; - государственные целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснование инвестиций в строительство объекта и др. 6. Основные данные и принятые решения*. 6.1. Хозяйственная необходимость и целесообразность строительства: обеспечение перспективной потребности в данном виде продукции в результате строительства объекта. 6.2. Характеристика участка строительства: - варианты размещения объекта, результаты сравнительного анализа и преимущества выбранного участка, площадки, трассы; * по проекту строительства, возвращаемому на доработку излагаются в минимально необходимом объеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно - излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы - краткое описание района, пункта, рекомендуемой для строительства площадки, сведения о природно-климатических, инженерно-геологических, экологических и др. условиях; - сведения о согласовании с местными органами государственного управления в части землепользования и производственной инфраструктуры территории, а также согласованиях с органами госнадзора.
- объем производимой продукции (мощность); - основная номенклатура продукции и ее характеристики; - наличие материальных, сырьевых и др. видов ресурсов (основные виды сырья, материалов, комплектующих изделий).
- общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, машин и механизмов, 6.5. Организация производства и управления: - производственно-технологическая структура и состав предприятия ; - мощность основных производств и цехов: - решения по вспомогательным объектам, ремонтному, складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам; - структура управления, режим работы предприятия; общая численность работающих, обеспечение производства и строительства трудовыми ресурсами. 6.6. Генплан, транспорт: - основные решения и показатели генерального плана; - схемы грузопотоков, решения по внутриплощадочному транспорту. 6.7. Основные строительные решения: - краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сложных зданий и сооружений; - решения по фундаментам; - обеспечение прочности и устойчивости зданий и сооружений. 6.8. Инженерное обеспечение: - источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для производственных и хозяйственно-бытовых нужд; - использование вторичных энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, применение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.). 6.9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (Г.О.): характеристика инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, использование помещений Г.0. в обычных условиях хозяйственной деятельности. 6.10. Охрана окружающей среды: - общая экологическая характеристика района; - воздействие строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду; - мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; - решения по обеспечению технической безопасности, предупреждению и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций. 6.11. Организация строительства: - объемы основных строительно-монтажных работ; - потребность в строительных материалах, механизмах и транспортных средствах; - трудоемкость и сроки строительства объекта; - очередность строительства, пусковые комплексы. 6.12. Стоимость строительства и экономическая эффективность инвестиций: - стоимость строительства; - эффективность инвестиций, сопоставление основных технико-экономических показателей с показателями, определенными в обосновании инвестиций в строительство объекта. 7. Замечания и предложения по принятым решениям и результаты экспертизы: - соответствие заданию на проектирование, обоснованию инвестиций в строительство объекта, техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора и заинтересованными организациями, основным направлениям технической политики в соответствующей отрасли; - оценка состава и комплектности представленных материалов, полноты и качества инженерных изысканий; - оценка качества всех разделов проектной документации, изложенных в п.6; - предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности и экологической безопасности за счет совершенствования технических решений, более рационального использования ресурсов и их результативность: изменение (уменьшение, увеличение) стоимости строительства, продолжительности строительства, уменьшение расхода потребляемых топливно-энергетических ресурсов, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительных материалов (проката, металла, цемента, лесоматериалов) и др. (форма произвольная в зависимости от характера изложения). 8. Выводы. Общие выводы о целесообразности строительства объекта и условиях его реализации. С учетом оценки качества проекта строительства в целом и внесенных в процессе экспертизы изменений и дополнений проект рекомендуется к утверждению (приводятся рекомендуемые к утверждению технико-экономические показатели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку. Приложение Б (обязательное) ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно-гражданского и общественного назначения ...................................................... (наименование объекта и его месторасположение) 1.Заказчик ______________________________________________________ 2.Инвестор, источники финансирования _________________ 3.Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы 4.Подрядная строительная организация (если она определена) 5. Основание для разработки: - задание на проектирование; - государственные программы, проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов и жилых групп. 6. Основные данные и принятые решения*. 6.1. Хозяйственная необходимость и целесообразность строительства : -назначение объекта, ожидаемый в результате строительства социальный эффект; -мощность (вместимость) и функциональная структура объекта. 6 2. Характеристика участка строительства: -краткая характеристика рекомендуемого для строительства участка по размерам, расположению в инфраструктуре населенного ___________________________________________________________ * по проекту строительства, возвращаемому на доработку излагаются в минимально необходимом объеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно - излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы. пункта, транспортной доступности, рельефу, инженерно-геологическим, гидрогеологическим и экологическим условиям, наличию подземных и наземных сооружений и коммуникаций на площадке строительства; -варианты размещения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии данного объекта в утвержденной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора. 6.3. Решения генплана объекта: - зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, размещение зданий и их взаимосвязь на площадке, увязка предлагаемых решений с окружающей застройкой; - инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеленение, использование существующего рельефа, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; - основные показатели по генплану. 6.4. Объемно - пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные решения: - варианты градостроительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анализ; - этажность, общая площадь, строительный объем; - краткая характеристика конструктивных решений; - решения по фундаментам; - обеспечение прочности и устойчивости зданий и сооружений; - соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению объекта, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; - выразительность по фасадам; - применяемые отделочные материалы; - решения по интерьерам, естественному освещению помещений и коридоров, художественному оформлению. 6.5. Технологические решения: - состав и площади запроектированных помещений и служб; - общая характеристика основного технологического оборудования, систем инженерного технологического оснащения зданий; - мероприятия по соблюдению нормативных и технических требований государственного надзора и инспекций по обеспечению санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в помещениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого объекта. 6.6. Инженерное обеспечение: - отопление, вентиляция, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, слаботочные устройства, автоматика, газоснабжение, холодоснабжение и другие инженерные системы. 6.7. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (Г.О.): характеристики инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, использование помещений Г.О, в обычных условиях хозяйственной деятельности. 6.8. Охрана окружающей среды: - общая характеристика экологической ситуации на площадке строительства; - решение вопросов очистки, уничтожения и утилизации образующихся выбросов и отходов, использования и рекультивации земель; - мероприятия по защите от шума, электромагнитных излучений, радиационного загрязнения и других вредных факторов. 6.9. Противопожарная безопасность: решения по пожарной безопасности и обеспечению надежности эвакуации людей в экстренных условиях. 6.10. Организация строительства: - объемы основных строительно-монтажных работ; - потребность в строительных материалах, механизмах и транспортных средствах; - трудоемкость и сроки строительства объекта; - очередность строительства, пусковые комплексы. 6.11. Стоимость строительства. 7. Замечании и предложения по принятым решениям и результатам экспертизы: - соответствие заданию на проектирование, государственным программам, проектам застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов и жилых групп: - оценка состава и комплектности представленных материалов, полноты и качества инженерных изысканий; - оценка качества всех разделов проектной документации, изложенных в п.6; - предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности, уровня комфортности за счет совершенствования технических решений и их результативность: изменение (уменьшение, увеличение) стоимости строительства, продолжительности строительства, уменьшение расхода потребляемых топливно-энергетических ресурсов, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительных материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др. (форма произвольная в зависимости от характера изложения). 8. Выводы. Общие выводы о целесообразности строительства объекта и условиях его реализации. С учетом оценки качества проекта строительства в целом и внесенных в процессе экспертизы изменений и дополнений, проект рекомендуется к утверждению (приводятся рекомендуемые к утверждению технико-экономические показатели, состав которых определяется в зависимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвращается на доработку. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 января 1998 года N 18-10 О принятии изменения N 1 РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства" Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике постановляет: Принять и ввести в действие изменение N 1 РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства", разработанное и внесенное Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России, согласно приложению. Министр Российской Федерации - председатель Е.В.Басин Приложение к постановлению Госстроя России от 29.01.98 N 18-10 Изменение N 1 РДС 11-201-95 1. Раздел 5. После слов: "обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования" дополнить абзацем следующего содержания: "достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению". 2. Приложение А. Пункт 6.7. После слов: "обеспечение прочности и устойчивости зданий и сооружений" дополнить словами: "теплозащита ограждающих конструкций". Пункт 6.8. После слов: "водой для производственных и хозяйственно-бытовых нужд;" дополнить абзацем следующего содержания: "оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла". Пункт 7. После слов: "оценка качества всех разделов проектной документации, изложенных в п.6" дополнить абзацем следующего содержания: "соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла". 3. Приложение Б. Пункт 6.4. После слов: "краткая характеристика конструктивных решений" дополнить словами: "теплозащиты ограждающих конструкций". Пункт 6.6. После слов: "другие инженерные системы" дополнить словами: "включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла". Пункт 7. После слов: "оценка качества всех разделов проектной документации, изложенных в п.6" дополнить абзацем следующего содержания: "соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла". Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |
|