СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СВОД ПРАВИЛ ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОРОДА (РАЙОНА) СП 14-101-96 Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) Москва 1997 Предисловие 1. РАЗРАБОТАНЫ Управлением градостроительства, инфраструктуры и территориального развития с участием НПЦ «Региональное развитие» ОДОБРЕН Отраслевым координационным советом по формированию единой нормативной методической базы градостроительного кадастра. ВНЕСЕН Управлением градостроительства, инфраструктуры и территориального развития Минстроя России. 2. ПРИНЯТ постановлением Минстроя России от 28 ноября 1996 г. № 8-76 И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 ноября 1996 г.. СОДЕРЖАНИЕ Введение
Приложение А Ориентировочное содержание постановляющего документа высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации Приложение Б Ориентировочное содержание постановляющего документа высшего органа исполнительной власти местного самоуправления ВВЕДЕНИЕ Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта Российской Федерации, города (района) (далее - Положение) подготовлено в соответствии с Целевой программой создания нормативно-методической базы государственного градостроительного кадастра на 1996 - 1998 гг. и Основными положениями по созданию и ведению государственного градостроительного кадастра Российской Федерации, утвержденными коллегией Минстроя России 28 февраля 1996 г. При подготовке Положения использованы: Положение об управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Кропоткина, Положение об управлении государственного градостроительного кадастра Санкт-Петербурга, Временное положение о Ростовском-на-Дону хозрасчетном управлении городского кадастра и геодезии, другие материалы. Положение подготовлено авторским коллективом в составе: Л.А. Кранц, Д.М. Разумов, А.Е. Сазоненков. СВОД ПРАВИЛ ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОРОДА (РАЙОНА) Дата введения 1996-11-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящее Положение предназначено для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в качестве модельного нормативного документа при подготовке и вводе в действие собственных положений о службе градостроительного кадастра, которые необходимы кадастровым управленческим структурам и службам, ответственным за создание и ведение градостроительного кадастра на подведомственной территории. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем Положении использованы ссылки на следующие документы: Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14.07.92 г. №3295-1; Основные направления первого этапа реализации Государственой целевой программы «Жилище», одобренные указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 г. № 431 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.94 г. № 1170 «Об утверждении положения о Министерстве строительства Российской Федерации»; СНиП 14-01-96 «Основные положения создания и ведения государственного градостроительного кадастра Российской Федерации». 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1 Службы градостроительного кадастра субъекта Российской Федерации, города, района (группы городов и районов) ориентируются на обслуживание конкретной территории и образуют в Российской Федерации систему кадастровых служб, ведущих государственный градостроительный кадастр (ГК). Количество и состав кадастровых служб в рамках каждой территории определяются ее размером, численностью населения, количеством и структурой городов, поселков, иных поселений, уровнем их развития. Система служб ГК складывается на основе: обмена информацией; создания и эксплуатации единой системы электронной связи (телекоммуникаций); установления порядка отчетности. 3.2 Службы создаются: для республики, края, области, национального округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга - их высшими органами государственной исполнительной власти, уполномоченными ими органами архитектуры и градостроительства; для административного района, города - их высшими органами исполнительной власти местного самоуправления или уполномоченными ими органами архитектуры и градостроительства. 3.3 В задачи создания служб ГК входят: разработка нормативно-правовой основы, регулирующей условия их формирования и функционирования, включая взаимодействие с подразделениями органов архитектуры и градостроительства; установление предмета и порядка взаимодействия кадастровых служб разного уровня на базе согласованного разграничения функций; материальное оснащение и штатное укомплектование служб ГК; формирование программно-технических комплексов и информаци-оннo-коммуникационных систем; подготовка кадров. 3.4 По вопросу организации кадастровой службы соответствующим высшим органом исполнительной власти принимается постановляющий документ, которым определяются условия: выделения штатных единиц, обеспечения их помещениями, компьютерной и иной техникой, мебелью, программными средствами, финансирования кадастровой деятельности, другие условия. 4 МЕСТО КАДАСТРОВЫХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 4.1 Службы ГК создаются в структуре органов архитектуры и градостроительства или при них как хозрасчётные подразделения. В своей деятельности они подотчетны соответствующим органам архитектуры и градостроительства (распорядителям ГК) и высшим органам исполнительной власти (владельцам ГК). При нецелесообразности или недостатке экономических, технических, кадровых возможностей создания кадастровых служб в городском поселении (каждом районе) они могут быть образованы на группу поселений (районов) на основании соглашения между заинтересованными владельцами ГК. В этом случае за распорядителем и владельцем ГК сохраняются все права на кадастровую информацию о подведомственной территории. 4.2 Органы архитектуры и градостроительства руководят работой служб градостроительного кадастра по следующим направлениям: организуют в соответствии с имеющимися полномочиями разработку, ведение и контроль ГК, включая градостроительный мониторинг объектов, с привлечением научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций; определяют приоритеты формирования градостроительного кадастра и очерёдность работ; внедряют в практику кадастровых служб единые организационно-правовые, нормативно-методические и программно-технологические основы ведения ГК; в рамках своей компетенции вводят в действие руковдящие документы по своему ГК; участвуют в подготовке и представлении ежегодного аналитического доклада органам исполнительной власти по вопросам состояния и ведения ГК, результатов кадастровой деятельности. Примечание. Настоящим Положением данные вопросы, отнесенные к компетенции органов архитектуры и градостроительства, не распространяются на деятельность служб ГК, занимающихся непосредственным его ведением. 4.3 Службы ГК в процессе своей деятельности связаны с источниками исходной информации и пользователями (потребителями) кадастровой информации. 4.4 К источникам исходной информации для ГК относятся: - органы архитектуры и градостроительства, технической инвентаризации, геодезии, картографии и инженерно-строительных изысканий, органы по земельным ресурсам и землеустройству, государственной статистики, государственного имущества, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и природных ресурсов, контроля за использованием и охраной историко-культурного наследия, другие ведомства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также их службы, занимающиеся ведением кадастров, регистров, иных банков данных; иные организации, осуществляющие натурные обследования, съемки и изыскания; - юридические и физические лица, располагающие необходимыми для ГК материалами. 4.5 К пользователям (потребителям) кадастровой информации относятся: - заказчики градостроительной документации, застройщики - при представлении земель под застройку, получении исходных данных, заданий и разрешений на проектирование, изысканиях и осуществлении строительства, оформлении строительных паспортов; - проектные, изыскательские, научно-исследовательские и строительные организации - для получения исходных данных при выполнении соответствующих работ; - органы архитектуры и градостроительства - при составлении градостроительных заданий, регулировании разработки градостроительной документации, контроле за отводом, градостроительном освоении и использовании земельных участков, иной градостроительной деятельности; - органы по земельным ресурсам и землеустройству - при выборе участков под строительство и хозяйственные нужды, регулирование землепользования, контроле за целевым использованием земель, организации межевания земель, установлении административно-территориальных границ, городской (поселковой) черты, черты сельского поселения, подготовки предложений по размерам платежей за землю и нормативной цены земли с учётом градостроительной ценности территорий, ведения мониторинга земель поселений; органы по управлении государственным имуществом - при оценке недвижимости с учетом ее градостроительной ценности и связанной с ней территории; органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - при заполнении установленных форм государственной регистрации; охраны окружающей среды и природных ресурсов - по вопросам разработки средоохранных мероприятий, проведения мониторинга, надзора и контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды городских и других поселений, их систем; финансовые органы, инвесторы службы страхования - при установлении ставок земельного налога и рентных платежей с учетом градостроительной ценности территории, оценки и страховании риска инвестиций в освоение территорий; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных образований - при выработке политики сбалансированного в ресурсном и правовом отношении развития территорий и поселений, определения приоритетов инвестирования; службы государственных кадастров (регистров) и отраслевых банков данных (информационных фондов) - при взаимоувязанном их ведении и получении кадастровой информации; иные юридические и физические лица (владельцы земельных участков и другой недвижимости) - при получении градостроительных паспортов и справок. 5 ФУНКЦИИ КАДАСТРОВЫХ СЛУЖБ 5.1 В задачи служб градостроительного кадастра входят: информационное обеспечение градостроительных отношений на обслуживаемой территории во всем их многообразии; документальное подтверждение состояния и качества градостроительных объектов, необходимое для развития рынка недвижимости; предоставление объективных данных для обоснования ставок налогов на недвижимость, связанную с обслуживаемой территорией; отслеживание динамических процессов в составе, состоянии и характеристике ее объектов; организация защиты информации ГК от природных, техногенных и криминальных угроз, предотвращение возможных нарушений установленного порядка обработки и использования информации (утечки, искажения, хищения, уничтожения, модификации, несанкционированного копирования и иного вмешательства в информационные системы). 5.2 Деятельность служб ГК осуществляется по двум основным направлениям: накопление, обработка, регистрация (учет), хранение и обновление кадастровой информации; предоставление пользователям кадастровой информации в форме документов, справок, непосредственного санкционированного доступа. 5.3 В рамках первого направления кадастровые службы осуществляют первоначальный сбор исходной информации, участвуют в мониторинге объектов градостроительной деятельности в соответствии со своими полномочиями, ведут регистрацию (учет) заносимой в кадастр информации, формируют кадастровый банк данных. Первоначальный, последующий периодический или непрерывный сбор исходной информации производится путем получения необходимых для ГК документов и информации на бумажных, магнитных и электронных носителях. Регистрация, учет и хранение кадастровой информации включает: подготовку исходных документов к регистрации и учету, проверку достоверности, полноты и точности содержащихся в них сведений; предварительную и окончательную обработку исходной планово-картографической, табличной и текстовой информации; занесение (ввод) регистрируемых и учитываемых сведений и документов на бумажные, электронные и магнитные носители кадастровой информации; составление аналитического доклада о состоянии сбора и учета кадастровой информации; сохранение зарегистрированной кадастровой информации в хронологическом порядке: защиту ее от несанкционированного доступа. 5.4 В рамках второго направления кадастровые документы и информация предоставляются пользователям с применением ручных и автоматизированных технологий. Прием и учет запросов пользователей, выборка информации, регулирование доступа к базе данных ГК, оформление и выдача кадастровых документов, справок, их копий, учет оказанных пользователям услуг, осуществляется в соответствии с инструкцией органа архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации, согласованной с Министерством строительства Российской Федерации. 5.5 Информация ГК, не имеющая ограничений доступа, предоставляется любому лицу или организации согласно их запросу. Ограничения доступа к информации ГК, представляющей государственную или коммерческую тайну, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством. Пользование ГК осуществляется в форме ознакомления и (или) получения стандартно оформленных на бумажных, электронных или магнитных носителях кадастровых документов, а также непосредственного санкционированного доступа к базам данных ГК с применением современных программно-аппаратных коммуникационных средств. 5.6 Кроме того службами ГК осуществляется: оперативное программно-техническое и технологическое обслуживание ГК; развитие ГК (совершенствование структур данных, программно-технического блока, способов ввода, обработки, хранения и предоставления данных); участие в совершенствовании научно-методического и нормативно-правового обеспечения ГК; подготовка информационно-аналитических материалов для органов власти, управления и иных пользователей ГК; изучение спроса на кадастровую информацию; реализация закрепленных законами Российской Федерации положений по формированию и использованию информационных систем, развитию научной, технической и производственной базы информатизации, формированию рынка информационных продуктов и услуг в области градостроительства; участие в развитии международного сотрудничества, создании условий для включения в международные геоинформационные системы, обеспечения их совместимости и взаимодействия; участие в организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию и внедрению геоинформационных технологий и систем в интересах расширения информационного спроса; подготовку предложений о размерах тарифов и сборов за услуги, связанные с предоставлением кадастровой информации. 6. КОМПЕТЕНЦИЯ КАДАСТРОВЫХ СЛУЖБ 6.1. Службы ГК наделяются следующими правами и полномочиями: получать в установленном порядке от органов государственной власти и местного самоуправления визуальную, статистическую, текстовую и иную информацию, включенную в перечень сведений, подлежащих отображению в ГК; получать в установленном порядке от предприятий, учреждений и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также физических лиц (собственников недвижимости) материалы и сведения, необходимые для ведения ГК; посещать в установленном порядке любые объекты, включенные в структуру кадастровой информации, в целях получения достоверных сведений для ГК; вносить в соответствующий орган архитектуры и градостроительства или совместно с ним в органы исполнительной власти, предложения по вопросам, входящим в их компетенцию; передавать в установленном порядке кадастровую информацию в ГК иного уровня. 6.2. Службы ГК осуществляют свою деятельность в соответствии с: указаниями, инструкциями, правилами, положениями и стандартами и другими нормативными документами и рекомендациями, утвержденными Министерством строительства Российской Федерации; положением о кадастровой службе, другими руководящими документами и требованиями по ГК, вводимыми соответствующим органом архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации, города, района. 6.3. Осуществляемый кадастровой службой сбор исходной информации и отслеживание ее изменений регулируются: порядком, устанавливаемым высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; нормативными документами Министерства строительства Российской Федерации, определяющими перечень и состав исходных документов, подлежащих регистрации и учету в ГК, периодичность сбора и обновления информации, требования к топографо-геодезической, картографической, проектно-графической, числовой и текстовой информации применительно к ее видам и объектам ГК. 6.4. Служба градостроительного кадастра несет ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставления данных ГК пользователям в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации. 7. СТРУКТУРА КАДАСТРОВОЙ СЛУЖБЫ 7.1. Служба ГК создаётся как структурная единица в составе органа архитектуры и градостроительства или как самостоятельное юридическое лицо (хозрасчётное подразделение) при нём. Орган архитектуры и градостроительства определяет структуру, штатное расписание, юридический адрес, целесообразность открытия лицевого счёта службы ГК, согласовывает эти решения с соответствующии высшим органом исполнительной власти. 7.2. Примерная структура службы ГК субъекта Российской Федерации, рассчитанная на выполнение полного набора функций, приведена на схеме 1. Схема 1 Примерная структура службы ГК субъекта Российской Федерации Количество заместителей начальника данной службы, сфера их ответственности и курируемые отделы, определяются, исходя из конкретных условий формирования ГК. Бухгалтерия, а также подразделение (специалист) по защите информации могут формироваться как структурные единицы службы ГК или быть в составе соответствующих подразделений органа архитектуры и градостроительства (схемы 1 и 2). 7.3. Примерная структура службы ГК города (района), рассчитанная на выполнение полного набора функций, приведена на схеме 2. Схема 2 Примерная структура службы ГК города (района) При сокращении состава выполняемых функций, в случаях передачи некоторых из них в службы ГК вышестоящего уровня, структура может быть представлена меньшим числом подразделений. 7.4. В зависимости от конкретных масштабов градостроительных изменений, объёмов проектно-изыскательских работ, активности процессов правового оборота недвижимости, структура служб градостроительного кадастра модифицируется на основании решения органа архитектуры и градостроительства. При этом состав и направления деятельности отделов меняется как в части совмещения функций, так и появления новых: подготовка исходных данных для проектирования, оценка территории по степени инвестиционной выгодности и т. д. 7.5. Четкое функционирование отделов службы ГК должно обеспечиваться их внутренними и внешними связями (схемы 3 и 4). Схема 3 Технологические связи структурных отделов службы ГК субъекта Российской Федерации --------------------- внутренние технологические связи; ============= внешние связи; (*) отдел архивации и хранения информации. Схема 4 Технологические связи службы ГК города (района) Обозначения, принятые в схемах 3, 4: --------------------- внутренние технологические связи; ============ внешние связи; К внутренним технологическим связям относится взаимодействие между структурными отделами службы ГК, необходимое для выполнения кадастровых процедур в требуемом объеме. Внешние связи включают: отношения отдела сбора и обработки информации, мониторинга с субъектами, располагающими исходной для ГК информацией; работу отдела оформления и выдачи кадастровых документов с пользователями; деятельность отдела автоматизированного банка данных по обмену информацией, подключению к единой автоматизированной кадастровой системе, программно-техническому обеспечению и его совершенствованию; консультации юридического отдела представителям организаций и частным лиц по вопросам, связанным с ГК. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАДАСТРОВЫХ СЛУЖБ 8.1. Материально-техническое оснащение служб ГК, учитывая реальные финансовые и материально-технические ресурсы, постепенную подготовку кадров, целесообразно осуществлять в два этапа. 8.2. На первом этапе необходимо выделить помещения, соответствующие структуре и численности службы ГК; оборудовать их мебелью, телефонной связью и минимально необходимым набором программно-технических средств. На втором этапе должно быть завершено полное формирование программно-техничекого комплекса ГК, его информационно-коммуникационных систем автоматизации процессов сбора, обработки, систематизации, регистрации, обновления и хранения кадастровой информации, непосредственного санкционированного доступа к ней и необходимой защиты, делопроизводства, оформления и выдачи кадастровых документов; актуализации нормативного и правового оснащения, поиска документированной информа |