Госстрой России Минсоцзащиты России АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Выпуск 19 Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения УДК 728.1.001.17-056.24 СОДЕРЖАТ рекомендации по проектированию железнодорожных вокзалов, аэровокзалов, автовокзалов, метрополитена, пересадочных узлов вокзальных комплексов с учетом потребностей инвалидов, приведены планировочные решения вокзалов, метрополитена, перронов, основных функциональных зон, детали и элементы архитектурно-конструктивных решений. РАЗРАБОТАНЫ АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева (кандидаты архитектуры Н.Б. Мезенцева, Е.М. Лось, И.И. Маркова, архитекторы Н.А. Клементьев, Е.В. Рязанова) при участии канд. архит. Г.И. Быковой. ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций, органов социальной защиты, обществ инвалидов. Предисловие • Инвалиды, престарелые, а также граждане с малолетними детьми чаще всего пользуются различными видами городского и магистрального транспорта. При дальних передвижениях этих пассажиров необходимыми объектами для их обслуживания становятся вокзалы различного назначения (железнодорожные, речные, морские, автобусные, аэровокзалы). Встречающиеся на практике недостатки планировки, организации пешеходных путей, обслуживания в вокзальных комплексах затрудняют передвижение этой категории лиц на большие расстояния. • Проблема транспортного обслуживания инвалидов обусловлена отсутствием специального оборудования общественного транспорта, а также связана с недостатками строительных норм и правил, ориентированных на здоровых людей. В общественных зданиях транспортного назначения и на прилегающих к ним территориях имеются так называемые строительные барьеры (бортовые камни, лестницы, недостаточные по ширине проемы и проходы и т. д.), делающие недоступными эти сооружения для инвалидов в креслах-колясках. • В пространственно развитых городах отмечается увеличение дальности поездок населения, включая лиц с ограниченными физическими возможностями, с использованием нескольких видов транспорта. Пересадки при поездках (от одной и более пересадок) особенно утомительны для ослабленных людей. • В Рекомендациях рассматриваются вопросы улучшения обслуживания инвалидов, престарелых и пассажиров с детьми в вокзальных комплексах различного назначения, на пересадочных узлах, в метрополитене. • Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий транспортного назначения с учетом потребностей инвалидов и являются дополнением положений ВСН 62-91 *. • Положения настоящего документа имеют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении их в архитектурно-планировочное задание и задание на проектирование для возможности использования сооружений транспортного назначения инвалидами. • Рекомендации применимы к новым объектам транспортного назначения, а также могут быть использованы при реконструкции существующих сооружений. • В Рекомендациях рассматриваются только специальные строительные требования к транспортным сооружениям с учетом потребности инвалидов. Все общестроительные требования, которыми следует руководствоваться при проектировании сооружений транспортного назначения, приведены в "Рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения”. • В Рекомендациях также рассматриваются вопросы обслуживания инвалидов, престарелых и пассажиров с детьми в вокзальных комплексах различного назначения, на пересадочных узлах, в метрополитене. • Вокзальные комплексы различного назначения (железнодорожные, речные, морские, автобусные, воздушные) включают все функционально и композиционно взаимосвязанные между собой здания, сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и проведения билетных, багажных, почтовых и других операций. • В Рекомендациях последовательно представлены: общие требования к вокзалам (привокзальная площадь; основные функциональные зоны; информационные средства); специальные требования к основным пассажирским, служебно-техническим и вспомогательным зданиям и сооружениям; к архитектурно-пространственной композиции, решению малых форм архитектуры, перронам (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и речных портов, внутренняя транспортная территория автовокзалов, авиаперрон аэропорта). • Организация пешеходных переходов, приемы разделения пешеходных и транспортных потоков на привокзальных площадях, организация мест для стоянок инвалидного автотранспорта, площадок для отдыха даны в ”Рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения” (Вып. 2. Градостроительные требования. — М., 1995). • Организация входов в здания вокзалов, пандусов, санузлов дана в “Рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения” (Вып. 1. Общие положения. — М., 1995). • Рекомендации основаны на изучении опыта проектирования, строительства и эксплуатации зарубежных и отечественных объектов, результатах исследований, проведенных в АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, ЦНИИП градостроительства. Они рассчитаны на проектирование сооружений транспортного назначения с учетом потребностей инвалидов различных категорий: |