Карта трудового процесса. Устройство верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из мелкозернистой асфальтобетонной смеси. (Е17-6,7-89)
строительные правила РДС
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК
КАРТ
ТРУДОВЫХ
ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Карта трудового процесса
Устройство
верхнего слоя покрытия
толщиной 3,5 см из мелкозернистой
асфальтобетонной смеси
КТП-5.02-2002
Издание второе, переработанное и дополненное.
(Выпуск 5)
Москва 2002 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты 2. Подготовка и условия выполнения процессов 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 4. Технология процессов и организация труда 5. Приемы труда. |
Карта трудового процесса |
Устройство верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из мелкозернистой асфальтобетонной смеси |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
КТП-5.02-2002 |
Взамен КТ-6.02.87 |
1. Область и эффективность применения карты
1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих при устройстве верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из мелкозернистой асфальтобетонной смеси одним самоходным асфальтоукладчиком и тремя дорожными катками.
1.2. Показатели производительности труда:
п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
|
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м2 |
264 |
290 |
2. |
Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия |
чел.-час |
3,03 |
2,76 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки до 10 % за счет рационального размещения исполнителей.
2. Подготовка и условия выполнения процессов
2.1. Основание под покрытие должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка асфальтобетонной смеси в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.
2.2. Для обеспечения хорошей связи покрытия с основанием необходима обработка основания путем розлива жидкого битума в количестве 0,5 - 0,8, вязкого битума 0,4 - 0,6 или битумной эмульсии 0,6 - 0,9 л/м2. Особенно это необходимо при устройстве однослойного покрытия. Розлив вяжущего материала не производится, если укладка ведется по новому основанию с применением органических вяжущих материалов.
2.3. На уклонах более 4 % укладывать асфальтобетонную смесь следует снизу вверх.
2.4. Во избежание прилипания смеси внутренние стенки и дно кузова автосамосвала предварительно обрабатывают мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.
2.5. Перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо проверить наличие паспорта на смесь, в котором указаны вид смеси, ее температура, время отправки, количество.
2.6. Во избежание прилипания смеси к вальцам катков перед укаткой вальцы следует протереть ветошью, смоченной керосином. В процессе укатки вальцы катков смачивают смесью воды с керосином в пропорции 1:1. Не разрешается для этих целей применять солярное масло или мазут топочный.
2.7. В конце укатываемой полосы во избежание раскатывания смеси следует положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.
2.8. В процессе работы асфальтоукладчика на высокой рабочей скорости могут возникнуть дефекты при укладке смеси: разрывы и трещины в слое уложенной смеси, пустоты по краям полосы. В этих случаях машинист должен снизить рабочую скорость асфальтоукладчика для лучшего уплотнения смеси трамбующим брусом.
2.9. Работы следует производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.
2.10. Все работы должны производиться в соответствии с «Правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., СоюздорНии, 1993 г.), а также «Правилами техники безопасности рабочих в строительстве» СНиП III-4-80, СНиП 12-03-2001, требованиями безопасности при работе с битумами по ГОСТ 22245-76.
3. Исполнители, предметы и орудия труда
3.1. Исполнители
1. Машинист асфальтоукладчика 6 разряд (М1) 1
2. Машинист катка моторного 6 разряд (М2, М3) 2
3. « « « 5 разряд (М4) 1
4. Асфальтобетонщик 5 разряд (А1) 1
5. « « 3 разряд (А2, А3) 2
6. « « 2 разряд (А4) 1
7. « « 1 разряд (А5) 1
Водители автосамосвалов работают по отдельному наряду (путевому листу).
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. |
Асфальтоукладчик самоходный ДС-1 (Д-150Б) |
1 |
2. |
Каток дорожный моторный массой 10 - 18т |
2 |
3. |
Каток дорожный моторный массой до 8т |
1 |
4. |
Жаровня передвижная |
1 |
5. |
Термометр стеклянный технический |
2 |
6. |
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л |
1 |
7. |
Типовые ограждения |
2 комп. |
8. |
Райбовка (терка) |
2 |
9. |
Грабли металлические |
1 |
10. |
Трамбовка прямоугольная формовочная |
1 |
11. |
Рейка металлическая |
1 |
12. |
Лопата стальная строительная подборочная |
4 |
13. |
Кувалда кузнечная тупоносая |
2 |
14. |
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м |
1 |
15. |
Рулетка измерительная металлическая |
1 |
16. |
Шаблон с уровнем |
1 |
17. |
Линейка измерительная металлическая |
1 |
18. |
Ведро |
1 |
19. |
Разравниватель смеси |
1 |
20. |
Гладилка |
2 |
21. |
Лейка |
2 |
22. |
Черпак |
1 |
23. |
Каток ручной |
1 |
24. |
Брусья упорные металлические или деревянные с комплектом костылей |
100 м |
3.3. Спецодежда и спецобувь.
Машинисты асфальтоукладчика и катков
1. Комбинезон х/б 4
2. Рукавицы комбинированные 4 пары
3. Ботинки кожаные 4 пары
Асфальтобетонщики
1. Полукомбинезон х/б 5
2. Ботинки кожаные 5 пар
3. Рукавицы брезентовые 5 пар
4. Наколенники брезентовые 5 пар
5. Жилет сигнальный 5
3.4. Расход материалов на укладку 100 м2 покрытия: асфальтобетонная мелкозернистая смесь (с повышенным содержанием щебня по СНиП 5.01.17-85) - 84 т; вяжущие жидкие материалы - 0,47 т.
4. Технология процессов и организация труда
4.1. При устройстве верхнего слоя покрытия из мелкозернистой асфальтобетонной смеси выполняются следующие операции:
- устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ);
- прием и укладка асфальтобетонной смеси;
- уплотнение асфальтобетонной смеси.
4.2. График трудового процесса
4.3. Схема организации рабочего места
1 - автомобиль-самосвал; 2 - передвижной битумный котел; 3 - самоходный асфальтоукладчик; 4 - передвижная жаровня; 5 - каток легкий; 6 - каток тяжелый
5. Приемы труда
п/п |
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1. |
Подноска и установка боковых упоров |
А3 и А5 снимают боковые опоры с машин, очищают и подносят их к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур, устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание. |
2. |
Прием а/б смеси и ее распределение |
А4 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает а/б смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автосамосвал перемещается за укладчиком. Из бункера М1 питателем подает смесь к распределительному шнеку; распределенная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. После разгрузки смеси А4 подает сигнал на отход самосвала. |
3. |
Выравнивание дефектных мест |
После подкатки смеси легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места. |
4. |
Исправление дефектных мест |
А2, А3, А4 немедленно исправляют дефектные места. А2 слегка взрыхляет граблями поверхность дефектности мест. А3 и А4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях и заглаживают поверхность райбовкой. |
5. |
Уплотнение а/б смеси |
После проверки качества укладки а/б смеси и исправления дефектных мест, М2, М3, М4 приступают к укатке уложенного слоя. Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах - 5 - 8 км/ч. |
6. |
Обработка кромок а/б покрытия |
А2 обрабатывает кромки покрытия, готовят сопряжения полос к обработке (обрубают а/б, прогревают места сопряжения и смазывают их битумом). |
7. |
Отделка поверхности а/б покрытия |
А1, А4 выполняют работы по отделке швов на сопряжении полос, отделывают поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный уклон. |
8. |
Контроль качества |
А1 проверяет качество а/б смеси, правильность установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия, ровность покрытия и соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе работы асфальтоукладчика А1 регулирует положение выглаживающей плиты. |
Законы строительство деревянных домов