Технологическая карта. Навесной монтаж пролетного строения из железобетонных блоков весом до 50 т. с применением эпоксидного клея
изделия Строительные нормы и правила
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НАВЕСНОЙ MOHTAЖ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БЛОКОВ ВЕСОМ ДО 50 т С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭПОКСИДНОГО КЛЕЯ
Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства и организации работ и труда на объекте.
Карта составлена на комплекс работ по навесному монтажу 50-метровой консольной части балочно-консольного пролетного строения, сооруженного по схеме: 80 (анкерная часть) + 50 (консоль) + 32 (подвеска) + 50 + 80 м.
В технологическую карту не включены работы по сборке анкерных частей пролетных строений, собираемых на сплошных подмостях, работы по монтажу подвесок и омоноличиванию плиты, проезжей части.
Привязка карты к местным условиям строительства состоит в уточнении объемов работ, затрат труда и материально-технических ресурсов.
Содержание
1. Указания по технологии производства работ 2. Указания по организации труда |
1. Указания по технологии производства работ
А. Навесной монтаж (см. рисунок)
Балочно-консольное пролетное строение собирают из коробчатых блоков, изготовляемых на полигоне строительства способом последовательного бетонирования.
Перед началом навесного монтажа анкерный пролет должен быть смонтирован, а стыки блоков омоноличены.
К началу навесного монтажа должны быть выполнены следующие работы:
а) изготовлено необходимое количество блоков, обеспечивающее непрерывность работ, согласно графику производства работ;
б) блоки, подготовленные к монтажу, должны быть предварительно /на полигоне изготовления/ очищены от наплывов бетона, разделительной пленки известкового молока, пыли, а также от масляных пятен одним из способов, рекомендуемых "Техническими указаниями по проектированию, изготовлению и монтажу составных по длине мостовых железобетонных конструкций" (ВСН 98-64); поверхности опирания домкратных столиков на торцах блока должны быть выровнены насечкой;
в) пригнана резьба болтов фиксаторов и закладных деталей для инвентарных натяжных приспособлений на верхней и нижней плитах блока;
д) закончен монтаж консольного крана СПК-65, с помощью которого производится навесной монтаж;
Схема навесного монтажа пролетных строений при помощи монтажного крана СПК-65:
1 - часть монтируемого пролетного строения; 2 - поданный под монтаж блок; 3 - кран СПК-65; 4 - люлька крана; 5 - домкратная установка для натяжения тросовой арматуры; 6 - подкрановый путь
е) закончена оборка плашкоута для подачи блоков под монтаж;
к) завершен монтаж перегрузочного крана для погрузки и разгрузки готовых блоков.
Консольную часть пролетного строения /кроме первого опорного блока/ собирают из коробчатых блоков весом до 50 т на клееных стыках. Склеивание производится клеем на основе эпоксидной смолы.
Клей в шве выполняет 3 функции:
- прочно соединяет блоки;
- изолирует стык;
- равномерно распределяет нормальные напряжения по торцам блоков.
Навесной монтаж начинается с блока, который сопрягается с собранной на сплошных подмостях частью пролетного строения.
Первый блок консольной части соединяется с анкерной частью пролетного строения при помощи "мокрого" стыка, так как от правильности и точности установки этого блока зависит положение всех блоков консоли в плане и профиле.
К моменту доставки блоков на монтаж, консольный кран должен находиться в исходном положении.
Строповка блоков производится в двух точках гибкими стропами, пропущенными в отверстия верхней плиты блока. После подъема блок соединяют насухо с ранее смонтированным и притягивают с помощью фиксаторов, после чего проверяют качество совпадения стыкуемых поверхностей блока для определения толщины освобождают от строп монтажного крана и производят подготовительные работы по натяжению рабочей арматуры.
Контроль прочности сцепления клея с поверхностью бетона стыкуемых блоков производят двумя способами:
а) отбором проб (отколов) натеков клея и изломом их после 5-10 мин прогрева в сжатой руке /полимеризованный клей имеет хрупкий излом, клей не полимеризованный после прогрева в руке тягуч и ломается лишь при значительном перегибе пробы;
б) испытанием пробных образцов на прочность, т.е. испытанием составных призм, склеенных из трех кубиков размером 10×10×10 см, путем выдавливания среднего кубика /при испытании по этому способу качество склеивания может считаться хорошим, если разрушение при срезе происходит по бетону/.
Каждый блок консольной части пролетного строения притягивается двумя петлевыми канатами диаметром 48 мм, расположенными по верхней плите блоков. Каждая ветвь каната с помощью натяжного устройства /двумя гидравлическими домкратами по 100-200 т в каждом конце каната/ натягивается усилием 102,1 т. Канаты крепятся серединой в петлевых упорах, закладываемых в блоках при изготовлении. Концы канатов с залитыми муфтами пропускаются через каналы в монтируемом блоке и анкеруются вилкообразными шайбами. На этой монтаж блока заканчивается и монтажный кран перемещают па следующую стоянку.
Одновременно с работами по наращиванию подкранового пути снимают монтажные арматурные пучки, с помощью которых производилось обжатие стыка.
Б. Приготовление эпоксидного клея
Клей на основе эпоксидной смолы является абсолютно водостойким, морозостойким и представляет собою вязкую массу.
Приготовление клея сводится к тщательному перемешиванию смолы ЭД-5 с остальными компонентами, которые должны дозироваться строго по весу.
Выбор состава клея по требованиям технологической жизнеспособности /промежуток времени до начала полимеризации клея/ производится в соответствии с производственными условиями /температурой, способом организации работ и т.д./; в зависимости от времени сборки конструкции назначается необходимое время жизнеспособности клея /начало его отсчитывается с момента введения в клей отвердителя/.
Выбранное время жизнеспособности клея в процессе работы регулируется количеством весовых частей дибутилфталата, добавляемых на 100 весовых частей смолы.
Клей готовят в следующей последовательности:
а) в построечной лаборатории в смолу ЭД-5 вводят соответствующее количество дибутилфталата и смесь тщательно перемешивают;
б) в полученную смесь добавляют предварительно просеянный через сито № 64, просушенный до постоянного веса и охлажденной до температуры окружающего воздуха наполнитель-цемент, после чего смесь вновь тщательно перемешивают в продолжении не менее 5 мин;
в) непосредственно перед нанесением клея вводят расчетное количество отвердителя в пластифицированную смолу и смесь в третий раз перемешивают.
Путем изменения количества вводимого в клей наполнителя вязкость клея подбирают так, чтобы его можно было легко наносить на склеиваемые поверхности блоков и он хорошо держался на них, не стекая.
Монтаж блоков пролетного строения с применением клея должен быть организован таким образом, чтобы промежуток между введением в клей отвердителя и обжатием стыка монтажной арматурой из пучков был минимальным и не превышал срока жизнеспособности клея.
Окончательный выбор состава клея возлагается на построечную лабораторию.
В зависимости от температуры наружного воздуха рекомендуются следующие составы клея в весовых частях /см. таблицу/.
Таблица
Наименование компонентов клея |
№ состава |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Рекомендуемые пределы применения при температурах наружного воздуха |
|||||||
20-25 °С |
более 25 °С |
менее 20 °С |
|||||
Эпоксидная смола ЭД-5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Дибутилфталат |
10 |
5 |
10 |
5 |
5 |
5 |
2,5 |
Ацетон |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Портландцемент |
100 |
100 |
125 |
125 |
75 |
75 |
75 |
Полиэтиленполиамин |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Примечание. Эти же составы клеев можно применять и в зимних условиях строительства, приняв меры для прогрева бетона в зоне шва с помощью электрокалориферов, газовых и электрических генераторов инфракрасного излучения и других способов электропрогрева.
Расход клея на склеивание 1 м2 поверхности бетона составляет 1,6-1,7 кг.
В. Указания по применению эпоксидного клея
Клей на эпоксидных смолах является веществом, обладающим токсическим действием, могущим при небрежном и неправильное с ним обращении вызвать отравление, рвоту, кожные болезни, поэтому обращение с ним требует особой осторожности.
При производстве работ с эпоксидными смолами и их отвердителями следует брать для работы минимальное количество материалов /необходимых на рабочий, день/смену/, или на выполнение разового задания/.
Сбор загрязненных: клеем бумаг, тканей и других материалов производится в рабочей зоне в металлические емкости, а сжигание этих отходов - в специально отведенных для этого местах.
Клей должен приготавливаться в укрытом от солнца, хорошо проветриваемом помещении, с гладким полом, покрытым бумагой.
После каждого разведения клея использованную бумагу сжигают.
Клей и составляющие его материалы должны переноситься в бачках, оборудованных ручками для переноски, в соответствии с правилами переноски кислот.
Нанесение клея на бетонную поверхность следует производить только в спецодежде и со специальных подмостей.
Кисти, шпатели, щетки и другие приспособления должны быть снабжены специальными предохранительными картонными конусами, не допускающими затекания клея на руки.
После окончания работ с клеем руки следует вымыть горячей водой с мылом и содой, а инструмент ацетоном.
Клей с эпоксидными смолами являемся веществом опасным в пожарном отношении, поэтому в местах приготовления, разведения и нанесения клея, а также в местах хранения составляющих компонентов клея курение, разведение огня, электросварка, а также сжигание остатков запрещается.
Места работы с клеем должны быть обеспечены средствами пожаротушения - огнетушителями, водой, баграми и песком.
Все работы с клеем должны выполняться в соответствии с "Санитарными правилами при работе с эпоксидными смолами" № 348-60, утвержденными Главной санитарной инспекцией СССР 27/ХII-1960.
2. Указания по организации труда
Все работы по навесному монтажу выполняет комплексная бригада в составе 15 чел. в 3 смены - по 6 чел. в первую и вторую смены и 3 чел. в третью смену.
Наиболее ответственные работы /подъем и склеивание блоков с обжатием швов/ выполняются в светлое время суток.
Бригада укомплектовывается из монтажников стальных и железобетонных конструкций, владеющих смежными профессиям бетонщиков, арматурщиков и плотников.
В состав бригады включаются монтажники, владеющие профессиями газоэлектросварщиков.
Все рабочие бригады должны уметь выполнять основные операции: строповку блоков, раскатку и натяжение канатов, приготовление и нанесение эпоксидного клея.
Как правило, отдельные рабочие процессы выполняются постоянными исполнителями, но могут выполняться и рабочими, имеющими смежную специальность.
Рабочей зоной для рабочих смены является место монтажа пролетного строения /у монтажного крана/, где производятся основные работы по навесному монтажу.
По мере продвижения монтажа консольной части пролетного строения зона ограждается инвентарными перилами и барьерами.
На работах по установке блоков рабочие должны пользоваться монтажными поясами.
При закреплении инвентарных упоров за анкерные выпуски о постановкой гаек необходимо пользоваться ручными ключами с удлиненными до 50 см рукоятками.
При нанесении клея на склеиваемые блоки рекомендуется применять удобные легкие навесные подмости, которые могут навешивать и снимать 2 чел.
В случае наличия уклона в монтируемой консоли для подтягивания верхней или нижней грани монтируемого блока при постановке его на фиксаторы следует применять легкие /грузоподъемностью 0,25-0,5 т/ ручные лебедки.
Все работы по навесному монтажу пролетного строения выполняются в соответствии со СНиП III-Д.2-62 /"Мосты и трубы. Правила организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию", СНиП III-А.II-62 "Техника безопасности в строительстве"/.
4. ГРАФИКИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
а) Цикличный график навесного монтажа одного блока
Условные обозначения:
работа комплексного звена монтажников конструкций
работа машиниста крана СПК-65
Примечание. Для подготовительных и вспомогательных работ кран-перегружатель в козловый кран привлекаются по мере необходимости и затраты труда машинистов этих кранов в графике не учтены.
б) Цикличный график навесного монтажа консольной части пролетного строения на клееных стыках
Калькуляция затрат труда на монтаж одной консоли пролетного строения навесным способом
№ пп |
Основание норм и расценок |
Наименование работ |
Состав звена |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
1 |
§ 4-4-54, № 2, 3 |
Установка блоков |
Монтажники конструкций: 6 разр.-1 5 " -1 4 " -2 3 " -2 Машинист крана 6 разр.- 1 |
1 блок |
20 |
|
|
|
|
2 |
§ 4-4-57 |
Приготовление эпоксидного клея |
Монтажники конструкций: 5 разр.-1 4 " -1 |
кг |
336 |
0,065 |
0-04,3 |
21,84 |
14-45 |
3 |
§ 4-4-58 |
Нанесение эпоксидного клея на торцы блоков |
Монтажники конструкций: 6 разр.-1 5 " -1 4 " -2 Машинист крана 6 разр.- 1 |
м2 |
190 |
|
|
|
|
4 |
§ 4-4-59, № 1 |
Установка и натяжение монтажных пучков для обжима клееных стыков |
Монтажники конструкций: 6 разр.-1 5 " -1 4 " -1 Машинист крана 6 разр.- 1 |
1 пучок |
80 |
|
|
|
|
5 |
§ 4-4-61, № 3 |
Раскатка рабочих канатов |
Монтажники конструкций: 6 разр.-1 5 " -1 4 " -2 3 " -2 Машинист крана 6 разр.- 1 |
1 канат |
40 |
|
|
|
|
6 |
§ 4-4-63 |
Натяжение рабочих канатов |
Монтажники конструкций: 6 разр.-1 5 " -2 4 " -3 Машинист крана 6 разр.- 1 |
" |
40 |
|
|
|
|
7 |
По наблюдениям Днепропетровской НИС |
Устройство торцевого ограждения |
Монтажники конструкций: 4 разр.-1 3 " -1 |
1 ограждение |
20 |
0,96 |
0-56,6 |
19,2 |
11,32 |
8 |
По наблюдениям Днепропетровской НИС |
Устройство бокового ограждения |
Монтажники конструкций: 5 разр.-1 3 " -2 |
1 пог. м |
100 |
0,61 |
0-36,8 |
61 |
36-80 |
9 |
§ 4-4-59, № 2 |
Снятие инвентарных пучков |
Монтажники конструкций: 5 разр.-1 3 " -1 |
1 пучок |
80 |
1,35 |
0-84,8 |
108 |
67-84 |
10 |
§ 4-4-79, № 2 |
Устройство подкранового пути |
Монтажники конструкций: 5 разр.-1 4 " -1 3 " -2 |
1 м пути |
50 |
2,6 |
1-58 |
130 |
79-00 |
11 |
§ 4-4-78, № 2 |
Перемещение крана СПК-65 |
Монтажники конструкций: 6 разр.-1 5 " -1 4 " -2 3 " -2 Машинист крана 6 разр.- 1 |
1 перемещение |
19 |
|
|
|
|
5. Технико-экономические показатели.
Наименование показателей |
Единица измерения |
По калькуляции |
По графику |
На сколько процентов показатели по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
Монтаж 1 блока |
чел.-дн. |
18,75 |
16,88 |
- 12,8 |
Средний разряд рабочих |
разр. |
4,06 |
4,16 |
+ 2,5 |
Средняя заработная плата рабочего в день |
руб. |
5,75 |
6,68 |
+ 10,5 |
6. Материально-технические ресурсы.
А. Основные материалы, строительные детали и конструкции
Железобетонные блоки весом до 50 т
Арматурные элементы из стальных канатов диаметром 48 мм
Монтажные /инвентарные/ пучки
Эпоксидный клей
Б. Машины, оборудование, инструмент, инвентарь и приспособления.
Монтажный кран CПK-65 грузоподъемностью 65 т |
1 |
Козловой кран K-451 грузоподъемностью 45т |
1 |
Кран-перегружатель ГК 45-60 |
1 |
Плашкоут на 6 понтонов КС |
1 |
Компрессор КС-9 |
1 |
Насосные установки Н-4-300 |
3 |
Сварочный аппарат |
1 |
Бензорезы |
2 |
Калорифер для обогрева клееного стыка |
1 |
Лебедки фрикционные приводные грузоподъемностью 1,5 т |
2 |
Блоки отводные |
2 |
Посуда для приготовления эпоксидного клея |
1 компл. |
Инвентарные подмости для нанесения клея |
1 компл. |
Кличи, гаечные специальные |
4 |
Ключи гаечные |
2 компл. |
Монтажные ломики |
4 |
Кувалды весом 4 кг |
4 |
Технологическая карта разработана Днепропетровской нормативно-исследовательской станцией /исполнители инж. Т.С. Усикова и В.В. Розенко/ и Отделом внедрения передового опыта и технического нормирования в строительстве инженерных сооружений института "Оргтрансстрой" (исполнитель инж. Ц.И. Нестеров) на основании опыта применения клееных стыков, полученного при сооружении городского моста через р. Дон в Ростове Мостоотрядом № 10 с участием Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства.
Издание второе; переработанное в связи с новыми тарифными ставками и пятидневной рабочей неделей.
Государственные элементные сметные нормы ГСН